С течением времени значительно изменились обычаи проведения свадебных мероприятий. Например, в былые времена православную свадьбу праздновали два дня, а в дни церковных постов такие мероприятия никогда не проводились, поэтому дату торжества выбирали по православному календарю. Однако, и в наши дни многие старые традиции входят в свадебный сценарий.
Общие сведения
Православная свадьба – это, прежде всего, совершение обряда венчания. Многие современные молодые пары, желая следовать традициям, планируют проведение свадебного мероприятия в соответствии с обычаями. Православная свадьба состоит из нескольких этапов:
— Смотрины (посещение родственниками невесты дома жениха). Этот обычай подразумевал, что родители невесты должны убедиться в том, что отдают свою дочь в хорошие руки, что жених сможет обеспечить свою жену и будущих детей.
— Девичник (в доме невесты) и мальчишник для жениха.
— Венчание в церкви.
В наши дни все значительно упростилось: за два-три дня до бракосочетания влюбленные проводят девичник и мальчишник. В старину это считалось последней встречей молодых с подружками и друзьями как правило, сопровождаясь печальными песнями и пожеланиями на будущее.
Ведь действительно, для влюбленных заканчивался этап свободной и безмятежной жизни. Сегодня эти мероприятия носят совершенно иной характер – веселый и развлекательный.
Подробности
Утром свадебного дня будущих молодоженов должны благословить их родители
Жених обязан подготовить свадебный букет, чтобы затем вручить его своей возлюбленной. Для подружек невесты, будущий муж может отправить корзинку с сувенирами, чтобы расположить их к себе.
Началом современной православной свадьбы считается выкуп невесты. Это испытание для жениха, который должен доказать окружающим, что он достоин этой девушки. Этот обычай сопровождается разными конкурсами, шутками, приколами, в процессе которых, жениху придется расплачиваться монетами. Изначально этот обычай заключался в том, что жених должен был выкупить свою будущую жену у ее родни, заплатив деньги. В современном варианте, деньги не играют ключевой роли, однако, большой акцент делается на конкурсы-испытания, пройдя которые жених сможет приблизиться к своей мечте – невесте и вручить ей свадебный букет.
После обряда выкупа молодые едут на регистрацию брака в ЗАГС, где происходит торжественная часть церемонии. Родители и близкие родственники говорят им напутственные слова. К определенному времени свадебный кортеж с будущими молодоженами приезжает в ЗАГС. После официального бракосочетания, когда подписаны все необходимые документы обеими сторонами, следует маленький фуршет, где новобрачные принимают поздравления от присутствующих там гостей.
На выходе из учреждения
По старому обычаю, все должны посетить дом молодого мужа, где новобрачных и гостей встречают родители парня с караваем. Молодожены поочередно должны отведать его вкус и откусить кусок. Считается, что главой семьи станет тот, чей кусок будет больше.
На современных свадьбах, приезд в дом жениха, как правило, упраздняется, а встреча молодых хлебом-солью проводится перед началом свадебного банкета.
Сам банкет, как правило, длится допоздна, а то и до утра. Ресторан готов принять молодоженов и их гостей, столы нарыты, зал красиво оформлен. Проведением свадебного вечера занимается ведущий (тамада). Именно он отвечает за то, чтобы все мероприятия были проведены согласно составленного сценария, чтобы гости не скучали и были довольны. Всем присутствующим предлагается произнести поздравления молодоженам, вручить подарки, сказать слова напутствий в новую жизнь. Тосты и поздравления могут быть сказаны в стихах, прозе, своими словами, или по заранее подготовленному тексту, однако, все они заканчиваются словами «Горько!». Этот обычай пришел к нам со старых времен, когда пожелания «Горько» означали сладкую и благополучную семейную жизнь.
Особенное место в сценарии занимает танец новобрачной со своим отцом
после которого последний передает девушку в руки молодого супруга. Затем следует первый свадебный танец молодоженов. Собственно, именно он открывает свадебное торжество.
На православной свадьбе проводится много интересных и веселых конкурсов, игр, в которых задействованы, практически, все гости. В конце вечера, по обычаю, новобрачная бросает свадебный букет. Считается, что девушка, поймавшая букет невесты, в скором времени выйдет замуж.
В завершении свадебного вечера гости шумно провожают новобрачных, которым предстоит первая брачная ночь.
У православных, предусмотрено продолжение свадьбы на второй день. Как правило, это длится недолго — просто организуется маленькое застолье, на котором веселятся, обсуждают свадебную церемонию. Обычно, на второй день присутствуют самые близкие родственники.
В старые времена на второй день жених должен был прийти в дом невесты, где теща угощала его вкусными блюдами, которые приготовила собственноручно. А жениху предстояло выкупить все, что он отведал.
На современных свадьбах такие обряды уже не актуальны. Все что проводится в той или иной степени, скорее развлечение, чем традиция. Поэтому, дело каждого насколько он готов следовать обычаям и традициям православной свадьбы. На сегодняшний день проведение православной свадьбы со строгим соблюдением обычаев вряд ли возможно, однако, следовать хотя бы некоторым из них вполне реально.
Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс.44:11–12 ). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ( Кол 3:12 ).
Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» , – говорит Христос ( Мф.10:37 ). Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные , – говорит апостол, – . еще не открылось, что́ будем» ( 1Ин 3:2 ). Покажется слава и достоинство невесты, когда с женихом своим благороднейшим браком соединится. Так откроется превеликая слава христианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она подобна будет прекраснейшему своему Жениху. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ).
После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небесного своего Жениха, Иисуса Христа, с радостью и весельем ( Пс.44:16 ). «Господь их возвратит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным ; ибо на главе. их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» ( Ис.51:11 ). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут ( Ис.65:13–14 ). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр.19:6–8 ).
Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» ( Ис.62:5 ). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. «Да возрадуется душа моя о Господе ; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде , в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» ( Ос 2:19–20 ). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог.
Источник: 2006 г. «Сокровище духовное от мира собираемое». Издательство Задонского Мужского Монастыря, 640 с.
Жени́х — одно из образных имён Господа Иисуса Христа, как Главы Церкви.
Имеет своим источником притчу о десяти девах ( Мф.25:1-12 ), отсюда песня на вседневной полунощнице: «Се Жених грядет в полунощи…», фрагменты богослужений Страстной седмицы или крестовоздвиженской недели: «Венцем от терния облагается Жених церковный», Пасхи — «яко Жених исходяй от чертога Своего…». И апостол Павел на каждом венчании напоминает нам: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь ( Еф.5:25 ).
Почему Христос именуется Женихом?
Образное обозначение Спасителя как Жениха тесно связано с образом Церкви как Его Невесты. Подобный образ использовался ещё во времена Ветхого Завета, для обозначения отношений между Богом и ветхозаветной Церковью, между Богом и верующими в Него людьми — участниками Завета.
Этот образ встречается, в частности, в Книге пророка Иеремии: «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням» ( Иер.2:32 ). В Книге пророка Осии повествуется, как Бог повелел этому угоднику взять в жены блудницу Гомерь ( Ос.1:2 ), в знак того, что и Израиль отступил от своего Господа и блудит с лжебогами. Здесь же содержится пророчество о новозаветной Церкви как о Невесте: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» ( Ос.2:19-20 ). Апостол Павел, вспоминая проповедь этого пророка, прилагал к Церкви имя «возлюбленная»: «Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною» ( Рим.9:25 ).
Образ Жениха прямо прилагается ко Христу в евангельской притче о десяти девах ( Мф.25:1-12 ): «вот, жених идет, выходите навстречу ему» ( Мф.25:6 ).
С этим образом связано песнопение, исполняемое на вседневной полунощнице: «Се Жених грядет в полунощи…», а также фрагменты богослужений Страстной седмицы или крестовоздвиженской недели: «Венцем от терния облагается Жених церковный», Пасхи — «яко Жених исходяй от чертога Своего…». Словами апостола Павла на каждом венчании напоминается: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» ( Еф.5:25 ).
Цитаты о Женихе
«Между многими знаменательными названиями, которые присваиваются Христу в слове Божием, Он носит имя и нашего Жениха, потому что душа наша обручена Ему, как невеста жениху, на всегдашнее и совершенное соединение с Ним верой, любовью и блаженством».
свт. Иннокентий Херсонский
Здравствуйте. Мне 18 лет, начинающий христианин. Задумался над тем, какой должна быть разница в возрасте между мной и моей будущей женой. Понимаю только то, что она должна быть младше, потому что это очень важно для исполнения ролей, службы Господу и крепкого брака. Но какая именно должна быть разница? 5-8 лет или же 10-12? Может быть, больше? Разумеется, в свои 18 лет я девственен и в связь вне брака не вступал. По нашим законам дева может стать женой в 18 лет? Как же быть? Правда ли что раньше церковный брак разрешался девице с 13 лет по воле родителей? Но что сейчас? Если взять ту самую библейскую разницу в 10 лет между Авраамом и Саррой (Бытие 17:17), то получается, что по нашим законам я смогу пожениться лишь в 28 лет (ей будет 18) (при этом оставаясь девственным, разумеется). Венчает ли церковь моложе? 14-16 лет? Прошу дать развернутый ответ. От этого зависит вся земная жизнь.
Отвечает игумен Андрей (Мороз):
Здравствуйте, Андрей! Не могу согласиться, что от решения вопроса о возрастных критериях вступления в брак зависит вся жизнь. Святой пророк Иоанн Креститель, апостолы Иоанн Богослов и Павел не были женаты, как и целый сонм преподобных отцов. Глядя на их жизнь, нельзя сказать, что она прошла даром и бесцельно.
Церковь Христова во все времена с большим уважением относилась к брачному законодательству тех государств, в которых осуществляла свое спасительное служение. Российское законодательство в отношении брака являются обязательными для исполнения всеми гражданами нашего Отечества, а христиане, как известно, должны быть лучшими из этих граждан. Закон предполагает, что в отсутствии экстраординарных ситуаций, брак заключают лица, достигшие 18-летнего возраста, при этом не оговаривается возрастная разница брачующихся, оставляя решение этого вопроса на совести самих лиц создающих семью.
Если отследить историю появления канонических уложений в отношении брака, можно утверждать, что возрастные критерии рассматривались, скорее всего, как средство для сознательного и добровольного вступления в брак и осмысленного взаимосогласия на супружеские отношения. Нельзя отрицать, что также принимался во внимание фактор достижения брачующимися возраста достаточного для нормального деторождения. Известный современный знаток церковных канонов профессор протоиерей Владислав Цыпин в своей книге «Церковное право» в главе «Таинство брака» в разделе «Припятствия к заключению брака» пишет: «Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 года запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. Действие этого указа не распространялось на территорию Кавказа. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское — 18 и 16 лет и церковное — 15 и 13 лет. Брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению. Недостижение же гражданского брачного совершеннолетия считалось препятствием только запретительным, а не расторгающим. Супругов, заключивших брак до указанного срока (жениха от 15 до 18 лет и невесту от 13 до 16 лет), разлучали до наступления гражданского совершеннолетия, если последствием брачного сожительства не были беременность жены или рождение ребенка».
Далее отец Владислав упоминает, что существует каноническое ограничение возраста для вступления в брак людей в почтенном возрасте. Разница в возрасте не устанавливается каноническими правилами Церкви, а является отражением культурно-бытовых особенностей того или иного общества. Достаточно вспомнить о так называемых «неравных браках», описанных в русской классической литературе и изобразительном искусстве. Святой праведный Иоанн Кронштадский был со своей супругой Елизаветой одногодки, 1829 года рождения, в брак вступили, когда им было по 26 лет. Разница в возрасте у святых страстотерпцев императора Николай Второго и императрицы Александры Федоровны — 4 года, на момент их брака императору было 26 лет, императрице — 22 года. Александр Сергеевич Пушкин был старше своей супруги Натальи Николаевны на 13 лет. Поэту на момент брака было уже 32, а ей — 19. Первая супруга Дмитрия Ивановича Менделева Феозва Никитична Лещева была старше открывателя периодической системы на 6 лет на момент их свадьбы великому ученому исполнилось 28 лет. Святому благоверному Юстиниану Первому, императору Ромеев на момент заключения 525 году брака с его супругой было 42 года. Его супруге святой благоверной императрице Феодоре — 25 лет. Разница в возрасте 17 лет. 29 летний Сергей Васильевич Рахманинов и 22 летняя Наталья Александровна Сатина обвенчались в 1902 году. Этот список можно продолжать бесконечно долго.
Социологи могут найти усредненные показатели возраста жениха и невесты на момент среднестатистического брака в России, критерии возрастной дистанции между супругами. Но, лично мне видится, что важнейшими показаниями к заключению брака всегда были: сильная симпатия друг к другу, общность взглядов и интересов, общие духовные ценности, а так же интеллектуальные и прочие навыки для обеспечения практических нужд будущей семьи.
Родительское благословение новобрачных издавна наделялось особой силой высшего порядка. Без одобрения родителей молодые не решались вступать в брак, не осмеливались идти под венец, боясь горестей и напастей, от которых их не защитил родительской оберег. Сегодня многие свадебные традиции претерпели изменения и даже утрачены, но не родительские благословения, первым из которых является благословение дочери-невесты перед тем, как она покинет отчий дом.
Когда происходит благословение невесты?
Смысл действия кроется в родительском одобрении выбора невесты, в пожелании добра и счастья молодым на пути супружества и в мудром напутствии старших. Чтобы все эти задачи были выполнены, нужно подобрать правильное время.
Оно наступает после выкупа невесты, когда веселые подружки невесты и находчивые друзья жениха закончат торг и выкуп невесты. И та предстанет перед своим суженным в свадебном убранстве, и счастливый будущий муж сможет, наконец, взять любимую за руку.
Только тогда наступает время для таинства важной церемонии. Именно таинства, потому что благословение невесты происходит без лишних глаз, в присутствии только родителей, крестных невесты и молодоженов.
Что понадобится для совершения обряда?
Родителям невесты следует подготовиться к ритуалу. Понадобятся 3 вещи.
1. Напутственная речь.
Чтобы эмоции не взяли верх и не спутали мысли в важный момент, слова напутствия лучше написать заранее. Речь не должна быть длинной и путанной. Не нужно стихов и пространных размышлений. Слова должны идти от сердца и нести добрый посыл молодым – пожелания счастья, долгого и крепкого союза, взаимопонимания. По сути, это – проводы дочки, покидающей отчий дом, стоящей на пороге нового жизненного этапа.
Открывает церемонию своей речью мама невесты. Затем слово берет отец. В конце церемонии слово могут взять присутствующие крестные.
На заметку: в родительском благословении, как правило, звучит одобрение выбора дочери, принятие его, надежды на то, что муж будет заботиться о ней также трепетно и нежно, как делали это родители. Мать напоминает дочке о женском предназначении хранительницы семейного очага, о важном умении сглаживать острые углы в стремлении сберечь покой и уют своего гнезда.
2. Икона.
Для родительского благословения невесты выбирается икона с определенным сюжетом. Самый традиционный выбор – икона Казанской Божией Матери. Считается, что это – женская икона, обладающая большой энергетикой защитницы семейного и женского счастья, покровительницы материнства.
За этой иконой закреплена репутация великой заступницы славянского народа, наделенной чудесной целительной силой, с богатой историей удивительных спасений. Иконе с ликом Казанской Богоматери даже довелось побывать в космосе с благословения патриарха Московского и всея Руси.
Если в семье есть свои, традиционные иконы – реликвии, передаваемые по наследству, то такой выбор будет наиболее удачным и станет мощным оберегом семейного счастья дочери, открывающей свою главу семейной летописи.
По сути, для благословения невесты можно выбрать образ любого святого целителя и покровителя. Если у дочери слабое здоровье, то подойдут иконы древних врачевателей – Пантелеймона, Антипия.
На заметку: для родительского благословения сына чаще выбирается икона с изображением Христа – сюжет «Спас Вседержатель» или «Спаситель». Наши предки именно эту икону первой вносили в дом молодоженов.
Икона, которой родители благословили своего ребенка, передается ему для дальнейшего хранения.
3. Рушник.
Согласно обычаю, к святому образу нельзя прикасаться голыми руками, а потому, при обряде благословения, родители передают икону в рушнике. В старину этот рушник мать невесты вышивала собственными руками, с каждым стежком закрепляя за ним добрые мысли и теплые пожелания своему ребёнку.
Последовательность событий
Церемония родительского благословения дочери-невесты состоит из 5 этапов.
- Обстановка таинства – без суеты, спешки и посторонних глаз.
- Отец невесты подает икону жене – матери новобрачной. Та, держа икону в рушнике, ликом, обращенным к молодым, произносит речь. Затем слово берет отец.
- Мать трижды крестит иконой сначала дочь, потом зятя, также трижды. Затем трижды крестится иконой уже пара. Так будущая теща признает перед высшими силами, что её дочь и жених – пара.
На заметку: крестное знамение молодых совершается сверху вниз и слева направо. Тогда для молодых получится по церковным канонам – сверху вниз и справа налево.
- Молодые, перекрестившись, целуют лик иконы – сначала невеста, потом жених.
- Икона передается молодым в качестве семейного подарка. Она ставится воцерковленными супругами в красном углу их совместного жилища или в спальне. Если же молодые не желают выставлять икону напоказ, то хранят её в укромном месте, завернутой в рушник.
Но, где бы икона ни лежала, её функция подарка – знака родительской любви останется неизменной. Осененная их светлыми и добрыми чаяниями, она будет являться мощным семейным оберегом и памятью о важном свадебном событии.
Мы живем в современном мире, но забывать о традициях, все же, не стоит. Смотрите в будущее, но чтите предков.