Узбекские традиции на свадьбе для невесты

В состав Узбекистана входит автономное государство Каракалпакистан. Его территория, в основном, приходится на пустыню Кызылкум. Там проживают интересные этнические народности, одним их которых являются – кипчаки. Кипчаки бережно охраняют свои традиции, которые сохранили оригинальность и своеобразие с самых древних времён.

Предсвадебный обычай под названием «Калым», есть у многих народов тюркского происхождения. За долгие годы бурных исторических изменений этот обычай тоже видоизменялся, но его глубинная суть осталась прежней.

Asia Travel Discoveries рекомендует:

Гастрономический тур в Узбекистан «Изыски узбекской кухни» (от 690$). Горячий золотистый плов, хрустящая самса, манящие своим ароматом нежные манты и многое другое – одни только названия способны привести в неописуемый восторг даже самого привередливого гурмана! Но лучше все же попробовать эти истинные кулинарные шедевры, чем слушать тысячи и тысячи увлекательных историй об их появлении и рецептуре. Чего ж лукавить – видов одной только лепешки в Узбекистане бесконечное количество: у каждого региона она неповторимая своя! Мы приглашаем Вас к гостеприимному достархану в рамках гастрономического тура в Узбекистан – посетите великолепные города Узбекистана, а заодно насладитесь нашей богатой, вкусной и питательной кухней!

Многие понимают суть «Калыма» как выкуп, который семья жениха должна была выплатить семье невесты за неё. Фактически, этот выкуп должен был компенсировать семье девушке потерю рабочей силы в её лице. Однако обряд «Калым» не стоит понимать так узко: его значение более углубленно и духовно. К калыму относится и похищение невесты, которое некоторыми обывателями рассматривается, как варварство и дикость. Но на самом деле суть этого похищения больше символическая. В древние времена невест действительно крали, не спросив их мнения, сейчас же похищение девушки больше похоже на театрализованное представление, призванное помянуть традиции предков.

Невеста отправляется подальше от дома, бродя между песочных барханов. На неё налетают резвые джигиты на лошадях – это жених и его друзья. Они хватают девушку и везут к себе, сопровождая действо криками и шутками. На похищение невесты собирается посмотреть всё село и, конечно же, любопытные туристы.

Прежде чем похищенной девушке можно будет войти в дом жениха, она должна перепрыгнуть через костёр. Этот древний языческий обряд символизирует очищение и обновление. В здешних землях данный ритуал проводили ещё древние массагеты в V-IV веке до нашей эры.

После прыжка через костёр, невесту должны обследовать женщины села – они тщательно осматривают молодую избранницу жениха, символически проверяя её красоту и здоровье. Если мать жениха одобрила выбор, она надевает на невесту чистый белоснежный платок. Затем двор и дом обильно обкуривается иссырыком – травой, которая не только изгоняет злых духов, но и уничтожает многие болезнетворные микробы, что сегодня доказано учёными.

Невеста передаёт своё колечко маленькой девочке. Когда-то в детстве это кольцо ей передала тоже украденная невеста. В тюркских свадебных обычаях, роль кольца больше похожа на роль букета невесты у европейцев.

До свадьбы, невеста находится в огороженной части комнаты в доме жениха. Она прячется за «чимылдыком» – полотном ярко-красного цвета, огораживающим её часть комнаты. Пока невеста ждёт свадьбы, сваты идут к её родителям и обсуждают размер выкупа, то есть калыма. Обычно в калым входят вещи, необходимые в быту, и скот. В случае успешного завершения сделки, отец невесты отламывает кусок лепёшки и съедает его, после чего лепёшку делят между собой сваты. После этого обряд калыма заканчивается – и всё село начинает радостную подготовку к шумной и красивой свадьбе, празднование которой продлится не один день.

традиции обычаи узбекского народа формировались на протяжении многих веков, поэтому их свадебные традиции являются одним из самых древних на планете. Узбекские свадьбы отличаются большим размахом, многочисленными ритуалами, поэтому являются великим событием не только для молодоженов, но и для их семей. Традиции узбекской свадьбы подразумевают определенную очередность событий, где самым первым делом считается поиск подходящей невесты. Зачастую этот процесс занимает месяцы, а иногда годы. Свадьба по-узбекски – это ярко, интересно и вкусно Традиционная помолвка в Узбекистане фатиха-туй Родители жениха собирают информации о будущей невестке через друзей и знакомых. Обычно их интересует:Социальный статус семьи кандидатки.Уровень воспитания и образования.Способность вести домашнее хозяйство. После того, как кандидатура найдена и одобрена, происходит основная процедура сватания под названием фатиха-туй. Для этого приглашаются сваты, которых отправляют в дом к понравившейся девушке. У них задача: сделать вывод по первому впечатлению о невесте и ее семье. Свахи по традиции зорким взглядом замечают уровень чистоты в доме, а также наблюдают за способностью выбранной кандидатки ухаживать за гостями. Свах встречают по-восточному радушно, предлагают им чай в комнате, развлекают разговорами, но по сложившейся традиции с первого раза согласие на брак не дают. Стороны, как правило, приходят к соглашению не ранее, чем с третьего раза. В качестве согласия сторона невесты разламывает лепешку. Помолвка фатиха-туй проходит с большим размахом: в этот день родители жениха всячески одаривают невесту деньгами, красивыми тканями, сладостями и мясом.

Надписи на стенах рейхстага, среди имен, фамилий и названий городов, я увидела «Ташкент»!

«Бессмертный полк» прошел в Венесуэле, Эквадоре, Аргентине и Перу.

No pasarán!

Добро творите, мусульмане

Фильм о женщине которая танцевала всю свою жизнь.

____Врач по призванию___

Ташкент помнит о дочери царского генерала

ДЕНЬ УЗБЕКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

14.10.2023 В рамках Московского детского фестиваля национальных культур «Мой дом — Москва» в Московском доме национальностей состоялся «ДЕНЬ УЗБЕКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ». На мероприятии принял участие ансамбль народного танца «Школа N° 1 г. Мытищи» под руководством Тамары Ступиной.

Я не буду описывать проведение традиционной УЗБЕКСКОЙ СВАДЬБЫ, а опишу как празднуют стилизованную УЗБЕКСКУЮ СВАДЬБУ с соблюдением основных традиций и обычаев. Предшествует главному свадебному торжеству приезд жениха в день свадьбы в дом невесты. Жениха сопровождают его друзья, сестры и их подруги. Жениха встречают с музыкой и танцами. Для встречи жениха готовится отдельная комната в доме невесты, ее украшают шарами и цветами. В этой комнате мулла проводит обряд «НИКОХ», читает молитву и брак считается заключенным. Затем жених вместе с невестой выходят во двор дома, где их обсыпают лепестками роз и конфетами. Молодожены садятся в свадебный кортеж и едут в ЗАГС, где в торжественной обстановке их брак регистрируется, после чего жених и невеста в сопровождении друзей отправляются в свадебное путешествие по достопримечательностям родного города.

Гостей в свадебный зал приглашают заблаговременно. И если есть возможность, перед залом разводят костер и жених с невестой обходят его 3 раза, после чего в сопровождении узбекских народных инструментов карнай, сурнай, дойра, проходят в зал. Друзья жениха с 4-х сторон над головами молодоженов несут свадебный шатер (чадыр), под свадебную песню «Келибти» жених и невеста входят в зал и дойдя до середины зала невеста делает поклон гостям, затем подойдя к родителям, делают им поклон. После чего занимают места за праздничным столом. В Узбекистане очень часто обряд бракосочетания ЗАГС проводят прямо в зале. Право открыть свадебный вечер предоставляется самому уважаемому человеку со стороны жениха, а порой приглашаются аксакалы с обеих сторон. Поприветствовав гостей и благословив стол, аксакал торжественно открывает вечер. На праздничные столы сразу подается «заказ-самса»( самса специально приготовленная для свадебного торжества), немного позже подается шурпа, свадебный плов, шашлыки. Виноград, персики, черешня в красивых вазах украшают свадебный стол. Тосты родственников, близких друзей, обязательно украшаются танцами, такова традиция.

Особое место на свадьбе отводится тосту родителей. Они приветствуют гостей, поздравляют детей с образованием семьи, и с бокалами шампанского обходят весь зал, приветствуя гостей за каждым столом. Ну и конечно, кульминацией свадебного торжества на УЗБЕКСКОЙ СВАДЬБЕ, является танец жениха и невесты. Обычно танец состоит из 2-х частей: 1-ая часть — это когда жених и невеста исполняют европейский танец, зачастую этот танец постановочный, а 2-ая часть танца исполняется под национальную музыку. Друзья образуют большой круг, а в центре его танцуют молодожены. После этого танца жених и невеста могут участвовать в конкурсах и в эстрадно-танцевальной программе. Также в свадебном вечере предусмотрен свадебный торт со всеми традициями — как-то: разрезание торта молодыми супругами одним ножом и затем преподносят торт своим родителям. Как и на европейских свадьбах невеста бросает свой свадебный букет и выбирается претендент в невесты, проводятся конкурсы с участием жениха и невесты. Т.е. УЗБЕКСКАЯ СВАДЬБА довольно-таки демократична. В финале вечера, как и при его открытии, заключительное слово предоставляется аксакалу, уважаемому гостю (это может быть и женщина), после чего жених и невеста под свадебную песню «Ер-Ер» переходящую в песню «Туйлар муборак», в сопровождении друзей покидают зал. Веселье может быть продолжено без жениха и невесты.

УЗБЕКСКАЯ СВАДЬБА красива и самобытна, если ее правильно ведет профессиональный ТАМАДА. Мира,счастья и добра вам,дорогие молодожены. С уважением ВЛАДИМИР НИКОЛЬСКИЙ.

Об этом свидетельствует опрос, проведённый научно-практическим исследовательским центром «Оила».

По результатам социологического исследования, более половины молодых людей в Республике (57%) предпочли бы выбрать в невесты девушку из состоятельной семьи. Своё стремление респонденты объясняют тем, что в будущем хотели бы избежать материальных трудностей и рассчитывают на поддержку семьи будущей жены. В опросе приняли участие несколько сотен юношей из нескольких регионов страны.

Нужно сказать, что выбор невесты является одной из главных задач в узбекской свадебной культуре. На поиск подходящей пары могут уйти месяцы и даже годы. По традиции, семья жениха собирает сведения о будущей невесте через родственников, друзей и знакомых. Уровню благосостояния девушки всегда уделялось немало внимания. Среди основных критериев при выборе жены всегда были социальный статус, уровень образования и воспитания, а также способность вести домашнее хозяйство.

На протяжении веков все расходы на свадьбу брала на себя сторона жениха. В последнее время эта традиция претерпела изменения и сегодня затраты нередко распределяют поровну или по предварительной договорённости.

Главным моментом узбекского свадебного обряда является переход невесты в дом жениха. Родители девушки символически оплакивают её и вместе с ней отправляют в дом мужа приданное. В него традиционно входят узбекские матрацы (курпачи), постельное бельё, кухонная утварь и всё необходимое для ведения хозяйства в первое время семейной жизни.

Узбекские традиции на свадьбе для невесты

Наверное, всем знакомы слова: по законам восточного гостеприимства. В широком смысле они отражают один из древних и почитаемых народных обычаев, дошедших до наших дней. А в старину у восточных народов, в том числе и среди узбеков, гостеприимство было жизненным правилом и нравственным законом.

Отправляясь в дорогу, путешественник обычно оказывался в «диком поле», среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем селении, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.

Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. Недаром старинная пословица гласила: «Гостеприимство — выше мужества». В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей. Некоторые из них выражены в афористичной форме: «Лучше прийти вовремя, чем прийти рано», «Кто зовет на ужин, должен позаботиться и о ночлеге». Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, где традиционным является почтительное отношение к старшим по возрасту. Своя линия существует и в отношении мужчин и женщин. Здороваются за руку, как правило, только с мужчинами. Во время рукопожатия взаимно интересуются здоровьем и состоянием дел. Женщин принято приветствовать легким поклоном, прижав правую руку к сердцу.

Узбекские традиции на свадьбе для невесты

Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, причем для самых уважаемых отводятся места вдали от входа. После того, как старейший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа, живущего на перекрестке Великого шелкового пути, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.

Узбекские традиции на свадьбе для невесты

Особая роль в жизни узбеков отводится обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей, свадьбой и поминанием усопших родственников. Свадьбе обязательно предшествует помолвка » Фатиха туй «. В назначенный день в доме просватанной девушки собираются гости. После того, как свахи изложат цель своего визита, проводится обряд «Нон синдириш» — «Преломления лепешки» и назначается день свадьбы. Родственники невесты вручают подарки родным жениха и свахам. С этого мгновения молодые считаются обрученными.

Свадьба имеет в жизни узбеков исключительное значение и отмечается особенно торжественно. Она состоит из целого ряда обрядов, которые надлежит неукоснительно выполнять. В доме невесты ее родители одевают на жениха сарпо — свадебный халат-чапан. После того, как мулла прочитает молодым молитву о бракосочетании и объявит их мужем и женой, молодые обычно едут в ЗАГС, чтобы брак перед богом дополнить браком перед людьми. Непременный атрибут свадьбы — праздничный стол, за которым собираются многочисленные гости. Двести, триста человек — считается обычным явлением. Родители жениха должны представить молодоженам дом или отдельную квартиру, родители невесты в качестве свадебного подарка обставляют дом всем необходимым для первых лет жизни молодой семьи. Стоит все это недешево, но в таких случаях с расходами не считаются.

Центральным событием свадьбы является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В некоторых районах Узбекистана сохранился древнейший ритуал очищения, восходящий к зороастрийской традиции, — молодожены трижды обходят огонь, прежде, чем жених введет невесту в свой дом.

На следующее после свадьбы утро начинается обряд «Келин саломи» , означающий прием невесты в новую семью. Родители жениха, его родственники и друзья благословляют невесту и одаривают ее подарками, а она приветствует каждого, низко кланяясь.

Узбекские традиции на свадьбе для невесты

Такое важное событие в жизни молодой семьи, как появление младенца, сопровождается ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». На сороковой день от дня рождения ребенка родственники молодой матери приносят богато убранную колыбель — бешик и все необходимое для новорожденного и завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки. По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, в детской комнате пожилые женщины проводят обряд первого пеленания дитя и укладывания его в бешик. Церемония завершается смотринами ребенка, во время которых приглашенные преподносят ему подарки и сыплют на бешик нават и парварду, чтобы жизнь его была благополучной и радостной.

Рождение мальчика в семье — особая радость и забота. До достижения им девяти лет необходимо провести древний, освященный исламом обряд обрезания — хатна килиш, или суннат туйи. Перед обрядом в присутствие старейшин из махалли читают суры из Корана, накрывается праздничный стол. Старцы благословляют малыша, ему дарят подарки. Кульминацией праздника становится появление разукрашенного богатой сбруей и лентами жеребца, на которого усаживают мальчика, с пожеланиями вырасти могучим богатырем и храбрым джигитом.

Отдельную строку в своде житейских правил занимают похороны и поминки. Так, через двадцать дней и через год после смерти по усопшему проводится утренний поминальный плов. Он начинается сразу после утренней молитвы и продолжается полтора — два часа. За пловом поминают усопшего и читают суры из Корана.

Узбекские традиции на свадьбе для невесты

Все эти главные события в узбекской семье проходят при самом непосредственном участии махалли. Махалля — это соседская община, основанная на полной самостоятельности и самоуправлении с целью совместного ведения дел и взаимной помощи. Она существует века и первоначально была цеховым объединением ремесленников. Управляет общиной махаллинский комитет, избираемый общим собранием жителей. В ее заботы, в частности, входит организация и устройство свадеб, похорон, поминок, обряда обрезания.

Махалля в известном смысле самодостаточная организация, удовлетворяющая насущные духовные и телесные запросы граждан. Здесь работает чайхана, обслуживает жителей парикмахерская, нередко действует квартальная мечеть. Однако в пятницу, на общий намаз мужчины идут в соборную мечеть. Но махалля не просто общество взаимопомощи. У общины есть и надзорные, и воспитательные функции. Дети в махалле подрастают под присмотром всей общины и воспитываются неизменно в духе уважения и послушания старших. Здесь существует и древняя традиция восточной взаимопомощи — хашар . Методом хашара, то есть всем миром, жители добровольно и бескорыстно помогают соседям построить дом, организовать свадебный или поминальный плов, благоустроить улицу, район.

Махалля выступает как хранительница народных обычаев и традиций. С полным правом можно сказать, что человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последний путь.

Проведение свадьбы в Узбекистане – сложный, но до жути интересный процесс, требующий серьезной подготовки, тщательных переговоров и выполнения тонкостей национального менталитета.

Своеобразная, долгая, и полная необычайностей процедура подготовки к главному празднику в жизни каждого узбекистанца начинается с того, как юноша или девушка достигнут совершеннолетнего возраста. Многие девушки выходят замуж рано, в 18-19 лет. С наступлением самого прекрасного возраста, с юношами и девушками происходят заметные перемены. «Пора бы свадьбу сыграть» — скажет матушка, замечая такие изменения.

По сей день, в кишлаках жива древняя и диковинная традиция: если мужчина изъявляет желание жениться, он кладет в домашнюю обувь своего отца морковь. Это знак, говорящий о готовности вступить в новую жизнь с законной женой.

К поиску невесты подключаются родственники и соседки, тщательно обыскиваются все махалли поблизости: нет ли где-то добропорядочных и незамужних красавиц. Если такая девушка находится, будущая кайнана (мама жениха) со свитой из 3-4 человек отправляются в дом невесты. Все это происходит неожиданно, так чтобы застать хозяев дома врасплох и посмотреть воочию на невесту, как она встречает гостей и подает чай, а также царит ли порядок в помещении, все ли убрано и приготовлено. За дастарханом, гости рассказывают друг другу о себе: совчилар (сваты) «презентуют» жениха. Если по каким-либо критериям сватьям не понравилась невеста или ее семья, их визиты прекращаются. К отказам в Узбекистане относятся спокойно, без истерик и скандалов. Ну а если невеста приглянулась, походы конечно продолжаются, но уже без матушки, а только с тётушками и близкими родственниками жениха.

Согласие девушки означает нескончаемую радость, ведь скоро состоится туй (свадьба)! Обе семьи собираются в доме невесты, обсудить дату свадьбы и прочие детали, и после молитвы дают благословение на свадьбу.

С обеих сторон начинаются приготовления. Невеста собирает приданное, в чем ей помогают родственники, а соседки по махалле шьют курпачи.

Еще одна любимая и обязательная традиция – свадебный плов. На плов зовут всех соседей, разделить радость и счастье молодых. Туй оши готовят по особому рецепту, начиная приготовление с вечера. Блюдо подают ранним утром, а приглашаются на него исключительно мужчины.

В день свадьбы свадебный кортеж жениха подъезжает к дому невесты, и начинается самое настоящее торжество: звучат карнаи и сурнаи, соседи и их ребятишки сбегаются увидеть интересное зрелище. Грациозная невеста в белом платье покидает родимый дом…

Ах, эта свадьба пела и плясала, но всего один день. Как-то так в Узбекистане комментируют принятые парламентом страны правила проведения свадебных торжеств. Согласно законодательным нормам бракосочетание могут отмечать не более 200 гостей, кортеж молодоженов должен состоять из трех или менее автомобилей. «Известия» разбирались в причинах появления строгих предписаний.

Даже если вас немного за двести

Парламент Узбекистана утвердил правила проведения свадеб и других торжественных мероприятий. В преамбуле документа говорится, что депутаты выявили «ряд серьезных проблем и недостатков в этой сфере». «Некоторые граждане после проведения расточительных и помпезных свадебных мероприятий берут средства в долг и, чтобы расплатиться, выезжают за пределы республики на заработки», — подчеркивается в нормативном акте.

Закон предписывает праздновать свадьбу только один день — с 6:00 до 23:00. О проведении свадьбы нужно предупредить местные власти минимум за неделю до торжества. Исключение может быть сделано только для угощения гостей пловом. Эту часть урегулируют городские и районные советы. Они смогут определить время «в зависимости от местных условий».

Если в мероприятии участвует более 50 человек, то с залом, кафе или рестораном должен заключаться договор. Администрация заведения обязана письменно уведомить органы внутренних дел о планируемых торжествах не позднее чем за два дня до мероприятия. Транспортные услуги должны оказывать лицензированные перевозчики.

В документе прямо сказано, что во время праздников запрещено демонстрировать расточительство. Запрещены также обряды, «противоречащие национальным традициям, нормам морали и требующие дополнительного времени и затрат». При этом главы районных советов будут нести персональную ответственность «за компактное и нерасточительное проведение семейных мероприятий». Получается, чиновники станут отчасти свадебными распорядителями. Именно они проследят за количеством гостей и автомобилей, а после 23:00 разгонят всех по домам.

Жизнь для свадьбы

Узбекская свадьба — не просто штамп в паспорте. Многие узбекские семьи живут ради «достойного» бракосочетания своих детей. Для родителей девочки важно собрать богатое приданое. Этим мать и отец начинают заниматься сразу после рождения дочери. Раньше в традиционный свадебный сундук собирали курпачи (стеганые матрасы), ткани, белье, полотенца, одежду. Считалось, что близкие должны обеспечить молодоженов на семь лет безбедной жизни — пока те «не встанут на ноги». Сейчас вместе с необходимыми вещами кладут крупные суммы денег. В некоторых районах Узбекистана вместо сбора сундука родители невесты обставляют и укомплектовывают всем необходимым, включая бытовую технику, 2–3 комнаты в доме жениха.

Сама свадьба в Узбекистане по традиции длится не один день. Правильное бракосочетание — растянутая во времени цепочка обрядовых мероприятий. Начинается всё с приема сватов. В доме родителей девушки их приглашают к столу, за которым проходит светская беседа на разные темы. Во время чаепития будущая невестка ухаживает за гостями, следит, чтобы был налит чай, гости были довольны и накормлены.

По обычаю к согласию родственники жениха и невесты приходят только на третий визит сватов. Родители невесты разламывают лепешку, символизируя этим утвердительное решение выдать свою дочь замуж. Традиционная помолвка называется фатиха-туй и справляется очень пышно, с приглашением гостей. Родители жениха дарят девушке подарки и сладости. После этого начинается подготовка к самой свадьбе.

Рекомендованные статьи