Традиции казахов на свадьбе

Казахстан признан страной, в которой и по сей день люди чтят и придерживаются традиций своих предков. На самом деле очень мало народностей осталось в современном мире, которые настолько уважают обычаев старины.

Если вы хотите побывать на колоритной и национальной свадьбе, тогда обязательно стоит посетить казахское бракосочетание. Оно наполнено от самого начала до конца солнечным светом, теплом и радостной атмосферой.

Этапы и народные обычаи

В Казахстане к свадьбе относятся очень серьезно, поэтому там не существует обычаи выйти замуж по любви. Родители жениха и невесты ещё до совершеннолетия обоих определяются с тем, кто станет второй половинкой их ребенка. При чем, выбор основывается на многих показателях.

В первую очередь, это статус самой семьи, их состоятельность, моральные качества.

Кроме того, казахи придерживаются мнения, что родственники не могут состоять в браке друг с другом. Поэтому определяется родство вплоть до седьмого колена.

Традиционный обряд бракосочетания не проходит просто так. Он длится в сразу несколько этапов.

Традиции казахов на свадьбе

От этого она становится лишь более торжественной.

  1. Кыз узату.
  2. Сватовство.
  3. Смотрины. .
  4. Свадьба.
  5. Прощания с отчим домом.

Многие этапы очень схожи с русскими свадьбами. Отличаются они ритуалом, однако общая смысловая нагрузка для всех этапов остается неизменной.

Замуж могли выходить лишь те барышни, у которых была достойная семья и хорошая наследственность. Соответственно, первыми выдавали замуж девушек из благополучных и обеспеченных семей. Им подыскивали пару вровень.

Есть и традиция, которая указывает на возраст жениха и невесты. Мужчина не должен быть старше своей пассии больше, чем на 25 лет. Женщине же разрешается быть старше мужа максимум на 8 лет.

Как проходят смотрины узату?

В Казахстане первым этапом свадебной церемонии является кыз узату, по другому смотрины. Родственники и друзья со стороны мужа (обязательно в нечетном количестве) приезжали в назначенный день посмотреть на невесту .

Обязательно назначался среди них самый главный сват. Родственники невесты были обязаны тепло встретить гостей, накормить их и угостить чаем.

Обратите внимание, что жених зачастую и вовсе не приезжал на смотрины. Сейчас этот обряд практически никем не используются. Его придерживаются лишь только крайне религиозные семьи.

Невесту на рассвете сваты сажали в повозке и везли её таким образом до дома жениха, даже если он находился в соседней деревне.

Девушка прощалась со своими близкими и пела прощальную песню. Примечательно что, сидя в повозке, барышне было запрещено поворачиваться и смотреть на отчий дом. Она должна была лишь уверена смотреть вперед.

Сватовство

Свадьба казахов.

Это тот обряд, который существует практически у каждой народности. Только в Казахстане он проходит со своими индивидуальными особенностями. Назначается ещё до визита к невесте сваты со стороны жениха. Как правило, это мужчины, взрослые и уважаемые.

Среди них выбирают главного свата. Это может быть родной отец или дядя.

Заранее родственники жениха предупреждают семью невесты о том, что в назначенный день и час они придут свататься. Если сторона невесты захочет, то они с радостью примут гостей. Примечательно, что семья девушки может сразу же отказать и не пустить сватов в дом.

В том случае, если исход положительный и сватов ждут в доме, то жениху стоит подготовить выкуп. Сестры невесты перед домом ставят своеобразный аркан, пройти который можно лишь тогда, когда заплатишь выкуп.

В Казахстане обряд сватовства считается очень важным. Впоследствии сваты признаются родственниками семьи. Поэтому обряд осуществляется по всем правилам и канонам.

Семья невесты приглашает сватов за праздничный стол. Гости за ним обедают и общаются на отвлеченные темы. Только тогда когда на столе заканчивается еда, сваты принимаются за обсуждение непосредственно самой свадьбы. Отец жениха выставляет размер калыма, который просит за свою дочь.

Сваты в семье девушки всегда встречаются с почестями и уважением. В конце беседы их осыпают печеньями, конфетами и драгоценными монетами. Тем самым показывается на сколько они уважаемы и почитаемы в этом доме.

Нередко девушки собирают небольшие мешки со сладостями и вручают при выходе каждому свату. Самый большой мешок должен быть отдан отцу жениха.

Современные традиции

После того, как проходит сватовство, разрешается жениху и его родне посмотреть на невесту. Сделать это можно лишь только, после выкупа. Если семья не захочет, то они могут и вовсе не видеть свою невестку до свадьбы.

Как правило, все платят выкупы для того, чтобы посмотреть на будущую родственницу. В это время мать жениха надевает на невестку одну серьги. Это означает, что девушка вот-вот станет чьей-то супругой. До свадьбы запрещено снимать украшение.

После того, как все договорились о том, где и как будет проходить само торжество. Отец невесты выставляет размер калыма.

Задача жениха – собрать деньги и выкупить свою избранницу. Размер калыма обсуждается в индивидуальном порядке. Он может быть выражен как в денежной форме, так и животными, и коврами, и посудами.

В настоящее время обычай немного изменился, поскольку далеко не все держат скот, поэтому необходимости в нем такой нет. Нередко родственники невесты просят лишь обставить будущий дом молодоженов, купив в него всю необходимую мебель и технику.

Традиции казахов на свадьбе

Казахская невеста.

Свадебная церемония проходит в присутствии муллы. Он наливает две чаши с водой: со сладкой, с соленой. Молодые после каждой молитвы должны отпить по одному глотку из чаши. Это поможет им защититься от измен и привести в дом благополучие, счастье.

На свадьбе присутствуют свидетели. Их роль состоит в том, чтобы каждый раз подавать молодым чаши с пиалами. Мужчина и женщина должны при всех сказать о своих намерениях выйти замуж.

Как правило, сама церемония проходит в конце лета. Этот выбор обусловлен тем, что в большинстве своем спеют все фрукты и овощи.

Особенно трепетно относятся к свадьбе с беременными девушками. Им запрещено выходить замуж по религиозным соображениям до рождения ребенка. Сейчас же этим обычаям пренебрегают и стараются поскорее сыграть свадьбу, особенно если девушка находится на первых месяцах беременности.

После свадебной церемонии обряды не заканчиваются. Даже в настоящее время сохранился обычай под названием прощальная песня. Девушка в конце торжества говорит слова благодарности своим родителям, поет музыкальную композицию об отчем доме.

Она горюет, что не может продолжать жить вместе с мамой и папой, завидует братьям и сестрам, которые там продолжают жить.

Удивительно и то, что по казахским канонам девушка, вышедшая замуж, не имеет права приходить в гости к своим родителям ровно год после свадьбы.

Полезное видео

Казахская свадьба – традиции.

Поздравление подружек невесты на казахской свадьбе.

Танец на казахской свадьбе.

Заключение

Казахские обычаи и свадьбы самобытны. Побывав на таком мероприятии, можно изумиться, на сколько народ умеет сохранять свои традиции, передавать их из поколения в поколение. Все обычаи колоритны, за ними интересно наблюдать.

Мы организовываем и проводим этнокультурные мероприятия учитывая особенности и этнокомпоненты торжеств, включая помолвки и свадьбы, дни рождения и крещения, национальные и религиозные праздники, общенародные торжественные мероприятия с привлечением лучших экспертов, специалистов и организаторов. Подробнее >>>

Казахская свадьба

Полное описание

Казахские свадебные обряды являются одними из важнейших обрядов в жизни казахской общины и рода и, за исключением мусульманского акта бракосочетания «неке кию», сохранили множество древних домусульманских черт. Казахские свадебные обряды состоят из нескольких циклов: кудалык (сватовство), подготовка к свадьбе, свадебный той и ритуалы после свадьбы.

Отец, задумывая женить своего сына, сначала определяет, есть ли у него избранница, если её нет, сам подыскивает невесту, которая смогла бы стать женой сына. Затем отец посылал кого-либо из знакомых или родственников либо сам шёл в дом избранницы, чтобы узнать, не против ли айттыру родители невесты. Если те согласны, их дочь с этого момента становилась невестой.

Похищение невесты

К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы. Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. В обычном праве у казахов существовало несколько видов похищения невесты с различным отношением к ним. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее), отец которой нарушил условия сватовства, то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступлением.

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов. Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним. После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́, а остальные жанама́ куда. По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину. Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р, которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами.

Калым и приданое

Традиция выплаты калыма продолжается и в современном Казахстане. В прошлом калым в основном выплачивался скотом и равнялся 21—25 лошадям. Помимо того жених при первом посещении невесты выплачивал илу — плату за воспитание дочери, которая составляла 30—70 лошадей. На свадьбе невесты резалось от 20 до 70 голов крупного скота. Жених также дарил матери невесты пару верблюдов, а отцу — чапан, седло и снаряжения для езды на лошади. Размер калыма у казахов варьировался от 7 до 47 условных единиц под названием байтал (букв. кобылица). Так, один байтал равнялся 4 овцам, одна корова с телёнком равнялась 5 байталам.

Приданое было соразмерно выплаченному калыму, а иногда даже превышало его. Родители невесты обязаны собрать для своей дочери достойное приданое. В состав приданого входили необходимые для новой семьи принадлежности: посуда, постель, мебель, лошади, скот и др. В современном Казахстане в качестве приданого дарят квартиры, мебель, холодильники, телевизоры и др. бытовую технику.

Вслед за завершением обряда сватовства кудалык и до заключения официального брака, родственники невесты устраивают у себя дома, как в старину, или в арендованном помещении «свадьбу невесты» за день или более длительный промежуток времени до основной свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на ұзату той обычно не превышает 15—20 человек. Если невеста была «украдена», то ұзату той не проводится и стороны сразу приступают к основному тою.

После ұзату той невеста перевозится в дом к жениху, осуществляется торжественная регистрация брака в ЗАГСе, затем проводится церемония знакомства невесты с родственниками мужа (беташар), хотя в наше время этот обряд потерял свой смысл. Вечером того же дня проходят основные торжества по случаю свадьбы. В прошлом свадьба растягивалась на 3-дневные празднества, но в современном Казахстане все торжества укладываются в один день. Религиозный обряд бракосочетания неке қию проводится в мечети в день основной свадьбы, когда как в древности мулла заключал брак в доме родителей невесты до того, как они отправятся в дом жениха. По случаю свадьбы исполняются песни той бастар с целью поздравить родителей жениха и невесты и пожелать благополучия молодожёнам.

Видеогалерея

Традиции казахов на свадьбе

Еще со старых времен и по сегодняшний день продолжает существовать такая традиция как благословение родителей и разрешение на женитьбу если молодые полюбили друг-друга. Это традиция у казахов существует и по сей день, когда родители жениха просят руки невесты у ее родителей и приносят подарки, так называемые «Калым».

И парень и девушка очень серьезно относятся к браку. Обе стороны тщательно анализируют личные характеристики как парня, так и девушки. Попытка парня найти невесту называется «выбрать вторую половинку». Казахские мужчины выбирают себе в жены изобретательную, гордую, воспитанную, мудрую, чистоплотную и привязанную к дому девушку, ну а казахские девушки ищут сильного, трудолюбивого и знающего свое дело мужчину, как говорится в казахской пословице «Восемь прерий, Один секрет», что означает разносторонний и талантливый.

Традиции казахов на свадьбе

Среди народа существует такое мнение, что «невесту надо выбирать по ее родословной, а оружие по его качеству», «выбирай жену не по ее красоте, а по ее уму», «дочь растет по примеру своей матери», что означает, что девочка с самого ее рождения перенимает характер, поведение и воспитание своей матери. Как правило, девушка из благородной семьи очень воспитана, сдержанна, мудра и талантлива. Поэтому казахи при выборе невесты советуют сыновьям «Ешь еду, глядя на горшки. Выбирай жену глядя на ее мать».

СВАТОВСТВО (Куда тусу)

В казахской семье девочка всегда считается «счастьем дома» и поэтому к девочке особенное отношение, ее хорошо одевают и лелеют. В прошлом, когда девочка достигала подросткового возраста, она носила на голове красный тонкий платок, а при выходе из дома ажурную тюбетейку. Поэтому девочку называли «красный платочек» или «ажурная тюбетеечка».

По головному убору было видно, что девушка не замужем. А если же незамужняя девушка понравилась юноше, то об этом очень тактично говорилось сначала ее родителям. Если родители девушки не против, и молодые понравились друг-другу, то обе стороны начинали готовиться к сватовству.

ПРОВОДЫ ДЕВУШКИ (Кыз узату)

После того, как сторона жениха и невесты поэтапно завершили все церемонии, связанные со сватовством, родственники невесты начинают готовиться к церемонии проводов девушки из дома. До церемонии всем гостям рассылаются приглашения. Чтобы мероприятие прошло весело, хозяин церемонии приглашал певцов, поэтов и даже борцов. После окончания церемонии девушку провожали. Во время прощания девушки с родительским домом, отцом и матерью, братьями и сестрами, пели прощальную песню «Сынсу».

В настоящие дни, когда девушка покидает дом отца и уходит в дом будущего супруга, прощальные песни «Сынсу» или «Коштасу» поются не у всех на церемонии проводов девушки. Потому что современным девушкам не нужно ждать целого года или рождения ребенка, чтобы навестить родительский дом, как этого требовалось по традициям прежних времен. Но главное, что эта старая традиция прощания девушки с родительским домом сохранилась и до сегодняшних дней.

Традиции казахов на свадьбе

ПРИХОД НЕВЕСТЫ В ДОМ ЖЕНИХА (Келин тусуру)

Создание семьи для тюркских народов играет важную роль в их жизни. Так как для того, чтобы создать развитое общество, в первую очередь необходимо создать здоровую семью, которая будет существовать в хороших условиях. У казахов есть очень мудрая пословица, которая сказана к месту «Жениться легко, а стать семьей трудно». У женитьбы есть свои приятные моменты, но есть и трудности. Чтобы достойно вынести все эти трудности, молодые должны быть уверены в своей крепкой любви, крепких отношениях и верности друг-другу. И тосты, произносимые на свадьбе являются пожеланиями молодым, чтобы они стали крепкой семьей, чтобы вместе справлялись со всеми жизненными трудностями и проблемами, не обижали друг-друга и любили друг-друга до конца жизни.В Казахстане даже семьи со средним достатком отмечают свадьбы очень пышно. На свадебном столе вы найдете огромное количество разновидностей блюд. Свадьбу некоторые казахские семьи отмечают в тот же день после «беташара» , когда открыли лицо невесты.

«Беташар» — это очень старая свадебная традиция, которая занимает самое важное место среди казахских свадебных мероприятий.

Беташар: (открытие лица невесты). Когда жених привозит невесту к себе в дом, взрослые женщины покрывают ее голову большим белым платком, который одновременно закрывает и лицо невесты. Лицо невесты открывают в присутствии гостей и родственников под казахские свадебные песни с глубоким смыслом в исполнении специального певца-поэта.

Эта традиция идет с древних времен без изменений и является важным свадебным мероприятием в современной жизни казахов.

Подготовка к свадьбе начинается с определения количества гостей и составления их списка. Место свадьбы имеет очень важное значение. Для свадебной церемонии казахи выбирают как правило большой и красивый зал с шикарным оформлением, где вмещаются многочисленные гости, и есть место для сцены и танцев. Гостей рассаживают по их возрасту, родству и важности. Поэтому столы расставляются так, чтобы никто из гостей не обиделся и всем была видна сцена.

Традиции казахов на свадьбе

В самом вверху свадебного зала располагается свадебный стол жениха и невесты, рядом с которыми сидят и их свидетели. Родители невесты, как самые главные гости, располагаются в правом углу зала. Рядом с ними рассаживаются близкие родственники хозяина свадьбы, его уважаемы гости и уважаемые старцы. В левом углу зала располагаются столы для родственников, прибывших из далека, соседей и друзей.Место свадьбы оформляется по особенному. На некоторых свадьбах играет живая музыка в исполнении казахского оркестра.На столах казахской свадьбы вы найдете огромное разнообразие блюд, включающих закуски, салаты, фрукты, сладости, кумыс и напитки.

Ну а чтобы свадьба прошла весело и интересно, казахские свадьбы проводит очень известный «асаба» или тамада. Как правило казахский асаба знает все национальные традиции и казахский фольклор. Одновременно он должен также веселить гостей тематическими шутками и стихами, интересными историями и анекдотами. На казахских свадьбах очень много музыки и танцев, развлекательных игр, а жениху и невесте гости дарят многочисленные подарки.

Казахи готовятся к свадьбе своих детей уже с их рождения, откладывая деньги, чтобы отметить самую роскошную свадьбу, когда выростет их ребенок. Потому что свадьба для казахов имеет очень важное значение. И это наследие дошло до настоящих дней практически без особых изменений и продолжает передаваться из поколения в поколение.

Сегодня на казахских свадьбах в ходу и современные традиции – вроде бросания букета невесты, совместного разрезания торта и прочих европейских элементов. Но в то же время сохраняются и возрождаются и старинные национальные традиции.Все – в свидетелях

Вообще на любой свадьбе вне зависимости от национальности жениха и невесты креатив приветствуется. Однако есть непреложные вековые традиции, которые никогда не станут старомодными. Но обо всем по порядку – ведь нам посчастливилось попасть на настоящую казахскую свадьбу!

Ведущая Салтанат – дочь поэта, кандидат наук, с великолепной дикцией всю церемонию держит всех в напряжении. Заведующая центром “Бахыт” Куралай Нурумова говорит, что подбирает весь персонал очень тщательно, все-таки такое событие, как свадьба, должно пройти так, чтобы и остаться в памяти на всю жизнь.

Негромко играет живая музыка, и гости, сидящие по обе стороны от молодых, уже прикладывают платочки к глазам – все так трогательно! Ведущая произносит клятву любви и верности, молодые повторяют за ней.

– Главное, чтобы слова клятвы остались в сердце, – комментирует происходящее Куралай Нурумова.

Затем родители передают новобрачным маленький символический сувенир – юрту, в которой горит огонь, – чтобы их семейный очаг никогда не погас. После завершения официальной церемонии появляется приглашенный мулла, который закрепляет брачный союз уже перед Аллахом. Спрашиваем, как часто сегодня молодые делают неке?

– Достаточно часто, – отвечает Куралай Есказиевна, – правда, некоторые предпочитают делать это в мечети. Но бывает, просят провести обряд у нас. Здесь, по сути, все присутствующие являются свидетелями этого союза.

Перед молодыми ставится столик с водой, и мулла читает суру Корана. Затем молодые поочередно отпивают воду из пиалы, после чего мусульманский духовный обряд завершен. После чего им вручают неке-куәлігі (свидетельство от мечети). Затем молодым бросают шашу – конфеты с добрыми пожеланиями. Кстати, сладкая традиция на свадьбе исполняется по нескольку раз. На этой свадьбе шашу салютовали дважды, после неке и после обряда беташар. Съесть конфетку с шашу – хорошая примета, это значит сделать шаг в сторону собственного счастья.

В свадебном центре во время проведения церемонии используются спецэффекты, которые несут определенную символику: например, пускание дыма – молодым таким образом расчищают дорогу в будущее, или мыльных пузырей – чтобы новая семья жила в достатке и изобилии.

Как оно в ауле?

Свадьба, на которую мы попали, была примерно на сотню гостей. Профессиональные устроители свадеб говорят, что сегодня в Алматы многолюдные свадьбы – редкость.

– Предел – 300–400 человек. А вот в Шымкенте, к примеру, считай, вся родня собирается. Вообще все зависит от достатка, благосостояния семьи, от количества знакомых и родственников. Но уже, можно сказать, наметилась и обратная тенденция – молодожены стремятся делать скромные свадьбы, для очень узкого круга, чтобы можно было потом съездить попутешествовать на сэкономленные деньги. Правда, так поступает в основном городская молодежь. В ауле, как правило, крепче держатся за традиции и уж если празднуют – то с размахом, стараясь пригласить всех родных и друзей, никого не обидеть.

Известного артиста Акжола Мейрбекова, который совершил несколько хаджей в Мекку, часто просят дать на свадьбах бата – то есть благословение молодым.

– В больших городах казахская свадьба начинается чуть с опозданием, минут на 30–40, пока гости соберутся, – делится своими наблюдениями артист, который часто выступает в глубинке. – А в аулах, районных центрах, если назначают свадьбу на шесть часов вечера, то стартует она не раньше… девяти! Связано это с особенностями хозяйства: пока коров, баранов пригонят с пастбищ в стойло – уже и вечер.

В отличие от города, где стоимость средней свадьбы может быть эквивалентна стоимости однокомнатной квартиры в Алматы, в аулах застолье скромнее, а гуляют – размашистее. Причем большие казахские свадьбы уже стали легендой.

– На юге не 200 и не 300, а по 800 человек приходят на свадьбу, гуляют всем аулом. А поскольку нет там таких залов, которые могли бы всех вместить, свадьбы зачастую проводят во дворе – перекрывают улицы, разбивают палатки, накрывают дастархан. Угощение сытное, но простое – салатов на весь аул не наделаешь, а вот лошадь и несколько баранов на традиционный бесбармак обязательно режут.

На подарки не скупятся!

Свадьба, какой бы она ни была, – это всегда большие затраты. И хотя сегодня никто не требует калым за невесту, подарки, которые преподносятся родней по случаю торжества, не стали менее ценными. На казахских свадьбах дарят все: начиная от ковров и заканчивая ключами от квартиры.

В общем, настоящая казахская свадьба надолго остается в памяти не только самих молодых, но и их родни. На несколько недель хватает разговоров о том, что кто кому подарил и как все было организовано. Пока не наступит время следующей свадьбы…

Свадьба невесты против свадьбы жениха

Основные дни для алматинских свадеб – пятница, суббота, воскресенье, многие свадьбы устраиваются на Наурыз – несколько праздничных дней позволяют соблюсти все традиции, например – отдельные свадьбы со стороны жениха и со стороны невесты.

Также проводится и қыз ұзату, то есть проводы невесты, которые предшествуют свадьбе жениха. Кстати, раньше этот обряд проводился не так часто.

– Наш дворец разработал свой сценарий қыз ұзату, когда невеста поднимается по лестнице вместе с подружками, ведущая начинает говорить, где она училась, как росла, каких добилась успехов и до того момента, как она встретила свое счастье, свою вторую половинку. Ей надевают саукеле – она считается невестой. Потом поднимается жених с друзьями под звуки кюя. Затем женге (жена старшего брата невесты) соединяет их руки, обвязывая белым шарфом (қол ұстасу). Это очень красивая и эффектная церемония, весьма популярная сегодня.

Перед тем как гости сядут за столы, проходит еще один красивый казахский обряд – беташар, или открывание лица невесты. Это знакомство и представление невесты родне мужа. Акын поет под домбру и вплетает в свою песню имена всех родственников мужа. Невеста делает поклон каждому, чье имя прозвучало. Даже если у жениха 150 близких родственников, будущая супруга обязана поклониться им всем в знак уважения.

Акыну за его исполнение все желающие кладут на блюдо деньги. После окончания обряда беташар акын открывает лицо невесты, приподнимая вуаль кончиком домбры. В некоторых городах беташар не делают, предпочитая просто поздравительные тосты и арнау – песни-посвящение для родителей и молодоженов.

Если сосчитать все обязательные торжества, проходящие во время настоящей казахской свадьбы, то их получится четыре.

Первое – это сватовство невесты, или куда тусу.

– Приглашение сватов происходит за 15–20 дней, приходят 30–40 человек.

Затем идут проводы невесты, которые порой и не отличишь от свадьбы, в них могут участвовать от 200 до 500 человек, – говорит Акжол Мейрбеков. – Где-то до полуночи гуляют.

Основную свадьбу делает жених. На следующий день – сторона жениха приглашает родителей и родственников невесты.

Кстати, в аулах белому платью невесты зачастую предпочитают национальные наряды. Либо комбинируют – полсвадьбы проводят в традиционном белом, затем переодеваются в национальное платье.

На одной газетной полосе обо всех обычаях и традициях казахской свадьбы не расскажешь. И в ближайшее время наши корреспонденты расскажут об особенностях проведения свадеб по-казахски в разных регионах страны.

Традиции казахов на свадьбе

Современная казахская свадьба, несмотря на появление новых европейских тенденций в организации и проведении, до сих пор сохраняет в своей основе национальные традиции и обычаи.

Сватовство невесты

Подготовка к свадебной церемонии начинается со сватовства, предложения женихом руки и сердца своей избраннице в присутствии родителей с обеих сторон. В специально отведённый день жених вместе с делегацией, в которую входят его родители и близкие родственники, отправляется в дом невесты. Перед тем, как переступить порог дома невесты, вносится выкуп, обычно в денежном варианте.

Невеста при сговоре не присутствует, она со своими подружками находится в соседней комнате и появляется при гостях только после заключения договора о том, как будет проходить свадьба и обсуждения самых важных деталей. Приоритетное право в обсуждении принадлежит главам семейств. Появление невесты сопровождается платой за смотрины. А мать жениха дарит девушке серьги и сама надевает их на неё.

Сватовство принято праздновать за обильно накрытым столом. Обязательно наличие традиционных блюд – угощения из говяжьей печени, бешбармака из баранины или говядины, который принято есть руками, без столовых приборов. На прощание родители невесты одаривают сватов символическими подарками.

Примерно через неделю родители невесты наносят ответный визит в дом жениха. Мероприятие с казахского языка так и переводится «Обратная нога». Во время этой встречи окончательно закрепляются все договоренности о свадебной церемонии.

Той (свадьба)

В день бракосочетания молодой человек приезжает со всей своей роднёй и друзьями за невестой. Но, чтобы взять её под руку и повести под венец, он должен пройти ряд испытаний, которые для него приготовили подруги и сёстры девушки. Если по какой-то причине жених не может выполнить задание, то платит дань.

После официального заключения брака, на современных казахских свадебных церемониях молодым людям дарят сувенир – юрту, в которой горит огонь (свеча), олицетворяющий символ семейного счастья.

Большинство пар после светской церемонии отправляются в мечеть, где священник закрепляет союз молодых людей перед Аллахом или приглашают муллу на само торжество для освящения брака.

Свадебный наряд

В настоящее время казахские пары надевают обычные современные свадебные наряды. Но некоторые для обряда «Кыз узату» (проводы девушки) могут облачаться в национальные костюмы и платья. Молодой человек надевает на голову бурик (шапку), и длинный нарядный чапан (халат). На голову невесте самая почитаемая женщина рода надевает саукеле. Саукеле – это конической формы шапочка, богато расшитая, украшенная камнями и стразами, на верхушку которой крепится фата. Женщина, надевающая саукеле на невесту, получает от жениха подарок.

Свадебные обряды

Для обряда «Кыз узату» близкие родственники встают полукругом, невеста обходит их с благодарностью и прощальными словами несколько раз. На заключительном этапе к невесте присоединяется жених. Уважаемый старейшина рода даёт наставление молодым.

Ещё один обычай соблюдается во время свадебного торжества: беташар (открытие лица). Это своего рода знакомство с роднёй жениха. Девушке представляют всех гостей мужа. Она в фате, закрывающей лицо, к каждому подходит и кланяется, ей кладут на поднос монетки. Обойдя каждого, девушка открывает своё лицо.

Выплата калыма не так актуальна для современного Казахстана. Многое зависит от региона страны, в которой проживают молодые. В местности, где сохранился этот древний обычай, размер калыма варьируется в зависимости от благосостояния семьи жениха. Но чаще вместо калыма обсуждается: материальный вклад семей в проведение свадьбы, обустройство дома для молодожёнов, форма помощи для них на первое время.

После соблюдения перечисленных свадебных обрядов, начинается банкет. В традициях казахов почитать каждого своего родственника, поэтому казахские свадьбы отличаются многолюдностью. Ни один той не обходится без народных песен и игры на домре.

По окончании празднества жених и невеста должны уйти, не оглядываясь на родственников, по поверью, именно в таком случае брак будет прочным.

Традиции казахов можно по праву назвать не только хранилищем культуры, но и сокровищницей многовековой мудрости этого народа. Они затрагивают практически все этапы жизни человека – от рождения до самой смерти. А на казахских праздниках местные обычаи приобретают особенное воплощение, с некоторым ритуальным смыслом, полученным от далёких предков.

Сегодня в Казахстане наблюдается национальное возрождение культуры, что привлекает всё больше путешественников, желающих познакомиться с жителями этой страны. Какие тайны казахов открывают на их традиции?

Детские обычаи

С чего начинается жизненный путь человека? Конечно, с рождения, а потому я бы сразу хотела выделить несколько традиций казахов, связанных с этим радостным событием. Первым обрядом, что проводится после появления нового члена семьи, является “шилдехана”.

В день рождения малыша его родные отправляют ко всем знакомым и друзьям гонцов, что сообщают о счастливом событии и приглашают их в дом, где произошло пополнение. К вечеру все гости собираются, после чего устраивают пир, играют на домбре. Считается, что такое собрание всех людей, искренне желающих счастья малышу, становится оберегом для маленького новорождённого человека.

Сегодня этот обряд часто проводят не в первый день жизни ребёнка, а после выписки матери из роддома. Кстати, для женщины гости также приносят угощения и подарки, а родственницы варят сытный бульон из баранины – чтобы скорее восстановить силы после родов.

Первой уложить ребёнка в колыбель должна не мать, а бабушка. Чаще всего проводится этот ритуал в третий день жизни малыша. Предварительно колыбель окуривается всевозможными лечебными травами, чтобы прогнать злых духов, украшается лентами и накрывается шубой. Если в семье родился мальчик, в колыбель клали уздечку и камчу, если же девочка – ткань и платки.

Свадебные традиции казахов

Свадебные обычаи Казахстана заслуживают не меньшего внимания, чем обычаи, принятые при рождении ребёнка. Издавна перед заключением брака казахи стремились узнать о подробностях происхождения человека, с которым семье предстояло породниться. Если до седьмого колена находился общий родственник, брак заключать было нельзя. В старину нередко союзы создавались по родительскому договору, однако бывали и исключения.

Представители знатных семейств могли позволить себе выбрать невесту, которая придётся по душе. Мы привыкли, что именно мужчины противостоят друг другу в борьбе за сердце дамы, однако у казахов всё было иначе.

В аулах, где было несколько девушек на выданье, приезжали знатные женихи, а невесты должны были продемонстрировать им свои умения. Интересно, что речь идёт не только о мастерстве в рукоделии и танцах – девушки должны были состязаться в соревнованиях по стрельбе из лука, верховой езде. Женихи выбирали в жёны самых ловких, сильных и красивых участниц этих игр.

Если сватовство проходило благополучно, и обе стороны были согласны на брак, начиналась подготовка к самой свадьбе. Важным аспектом была уплата калыма за невесту, а также установление размера приданого.

Порой казахские женихи похищали своих возлюбленных. Нередко это случалось тогда, если не удавалось договориться с родственниками либо молодой человек не имел средств на уплаты калыма. Надо заметить, что в таких случаях сами невесты чаще всего были не против своего похищения.

Самым трогательным моментом свадьбы являются проводы невесты. в традиционном варианте они подразумевали праздник для невесты и её подруг в доме. где она проводила последний день как хозяйка (после этого она превращалась в гостью). Напоследок девушка исполняла печальную песню “сынсу”, а наутро сваты забирали её в дом жениха.

Непосредственно свадебная церемония проводится в доме, принадлежащем жениху. Особенной традицией казахов является плата за “погляд”. В начале свадьбы невеста представала перед гостями с закрытым лицом, однако позднее открывала его и, глядя на каждого присутствующего, кланялась. За это молодой семье гости преподносили подарки и деньги.

Самые интересные казахские ритуалы

У казахов существует и немало других интересных обычаев. На мой взгляд, самый любимый ими – подарок гонцу, принесшему благую весть. Когда в дом приходил человек, что сообщал о рождении ребёнка, приглашал на свадьбу или праздник в соседний дом, ему непременно преподносили ценную вещь в качестве подарка.

Традиции казахского гостеприимства открывают нам щедрость и широту души этого народа. Если в гости приходил уважаемый человек, ему дарили лошадь и чапан, что было знаком почтения со стороны хозяев. Эта традиция живёт в Казахстане и сегодня.

В наше время в селениях казахов по-прежнему правят старейшины, к которым приходят за советом или помощью в делах. Именно им принадлежит право произнесения бата, особенной молитвы в благодарность Всевышнему за посланные блага. Также бата неизменно сопутствует казахов в дальней дороге. Отправляясь в путь, люди молятся о том, чтобы он был удачным и лёгким.

Ещё один обычай, который мне понравился у казахского народа, – жылу . Он подразумевает помощь людям, которые пострадали из-за какого-либо бедствия (пожара, наводнения и пр.). После происшествия все соседи стремятся помочь пострадавшим – кто-то деньгами, кто-то приносит вещи и помогает отстроить дом.

Традиции казахов – это огромная часть культуры народа, что формировалась с древнейших времён. Они напоминают пёстрый калейдоскоп, краски которого, как хочется верить, станут со временем ещё ярче.

Традиции казахов на свадьбе

Для многих современная казахская свадьба — это сокращение тостов, общий список имён на беташаре, упрощение тойбастара в пользу европейских коробочек для гостей и всё. Такие клиенты во время встречи с потенциальным ведущим сразу его предупреждают, что хотят именно современную свадьбу — тот начинается радоваться, чувствуя, что наконец-то пришла возможность реализовать все свои давние задумки. Но, как выясняется в процессе, кроме тостов, списка на беташар и тойбастара, клиенты больше ничего менять не собирались, так как для них потолок современности на этом достигнут. Далее следуют детали: под сокращением тостов они имели в виду не полный отказ от них, как на современных свадьбах, а определили максимум – 7 тостов! То есть для них 7 тостов вместо обычных 12 это уже по-современному!

Традиции казахов на свадьбе

Под обобщенным списком имён на обряд беташар они имели в виду динамичный беташар с минимумом поклонов невесты, что, в общем-то, уже современно, однако подачу обряда по-новому, с тремя и более артистами, сценкой перед началом, контент на экранах они в виду не имели! Поэтому разнос для сбора денег они настоятельно требуют оставить и желательно перечислять категории родства в списке помедленней, а иногда даже и продублировать на тот случай, если люди не услышали и деньги не опустили! Заказывая на той бонбоньерки, клиенты справедливо полагают, что раз уж это как в Европе, то значит по-современному! Однако такие коробочки не всегда отражают современность сценария и, что обидней, никак не говорят о том, что гости находятся на казахской свадьбе. Альтернатива лишена прелести, народная традиция лишена внимания, а сами коробочки лишены сюрприза чаще из-за банального содержания.

Как Вы знаете, даже самые веселые выступления команд КВН очень часто завершаются словами: «Что мы хотели сказать своим выступлением…» как бы тривиально не звучала эта фраза, она способна обозначить весь уровень отношения к проделанной работе. Если клиент перед проведением свадьбы задумается над тем, что он хочет сказать своим гостям задумками в сценарии вечера, то он скорее всего поймёт, что задача сделать свадьбу современной никогда не ограничивается тремя стандартами, которые он видел уже несколько лет на всех свадьбах. Если это на большинстве свадеб, то это, скорее, востребовано, но никак не современно. Даже традиционная казахская свадьба может стать очень современной, если правильно и взвешенно подойти к её организации. Для этого сначала проводим аналогию того, что происходит на всех типовых тоях: сбор гостей, фуршет, рассадка, встреча сватов, появление одной невесты на проводах или приезд молодожён на свадьбу, далее регистрация, беташар, шашу и за столы.

Даже тот же вынос бешбармака, который у всех на тоях выносят официанты, совершая круг в центре зала, может выглядеть интересней и красивее! Почему его не могут вынести батыры, к примеру? Почему бы не сделать музыкальную постановку на вынос бешбармака? Гости ведь всегда аплодируют национальному блюду громче, чем артистам, так почему бы не сделать овацию логичной? Почему бы не сделать родителей жениха ведущими свадьбы? Хотя бы до первого и единственного тоста? Они сами откроют вечер, пригласят к микрофону единственный тост. После этого они сами объяснят гостям, что тостов больше не будет, так это реально СОВРЕМЕННАЯ свадьба и пригласят своего ведущего, который уже неделю назад продумал весь сценарий так, чтобы гостям было интересно на современной свадьбе без тостов!

Рекомендованные статьи