Свадьба — это уникальный пример того, как древнейшая культура может продолжать быть интересной и актуальной даже для современной молодежи.
Шабаш, платок и три дня
Как и у многих народов, у лезгин все начинается со сватовства. По обычаю жених присылает к родителям невесты сватов. Если родителям невесты жених пришелся по нраву, то можно назначать день свадьбы.
Сейчас большинство браков у лезгин заключается по взаимной договоренности молодых людей, поэтому процедура сватовства зачастую носит формальный характер, но считается обязательной. До свадьбы родственники жениха одевают невесту с ног до головы, а также выделяют средства на ее приданое и платят калым.
В Краснодарской краевой общественной организации лезгин подчеркивают:
— Сейчас лезгинская свадьба в основном длится два дня, но по обычаям положено праздновать три. Она требует больших материальных затрат, львиную долю которых берет на себя сторона жениха. Сама свадьба тоже проходит в доме жениха. На свадьбе в доме невесты присутствуют близкие и знакомые. Сегодня невеста может по желанию надеть национальный костюм или свадебное платье. Но в любом случае фата или платок должны прикрывать ее лицо. Пожалуй, самым торжественным моментом лезгинской свадьбы является так называемый шабаш — танец молодоженов. Причем невесте во время танца по обычаю должны вкладывать в руки денежные купюры или золотые украшения. Чем богаче соединившиеся семьи, тем больше денег у нее окажется.
Брачный контракт для жениха
Еврейская свадьба — обряд, который наверняка понравится каждой девушке. Во время обручения жених поднимает покров невесты с лица: такой обычай — нужно проверить, чтобы суженую не подменили. Затем вновь опускает его — это символизирует его заботу о ней. После этого никто лица невесты не видит.
— Во время женитьбы жених и невеста встают под хупу (балдахин), символизирующий дом, очаг, благополучие, — говорит председатель Краснодарской краевой общественной организации «Общество еврейской культуры «Шалом» Марина Ушкалова. — Сначала под хупу встает жених, потом подводят невесту, зачитывают ктубу — брачный контракт — и благословения. В контракте прописаны финансовые отношения и уклад семьи.
К примеру, муж должен предоставлять еду, одежду, исполнять супружеские обязанности. А в случае развода — выплатить деньги, и не маленькие!
Невеста в цене
В Ингушетии калым за невесту остается неизменным на протяжении многих лет: «Хочет молодой человек жениться — пусть работает. Если у него сегодня нет средств на калым, как в будущем он сможет содержать семью?!» — так здесь считают.
Впрочем, если девушка любит парня, и родители поддерживают ее выбор, можно обойтись и без калыма или уменьшить его. Хотя, надо отметить, редкий ингушский жених готов пойти по этому пути. Ведь традиции сильны, и к тому же, что скажут люди?
Родители невесты получили поблажку. Теперь, если парень похитил девушку по обоюдному желанию (что в Ингушетии не редкость), он может жениться на ней в тот же день, разумеется, получив согласие будущего тестя с тещей. Тем самым семья возлюбленной освобождается от тяжелой в финансовом плане обязанности играть свадьбу в своем доме.
В идеале невеста стоит перед гостями до вечера, а потом начинаются танцы до утра. Жених обычно появляется на празднике в третью ночь, после того как простился с холостяцкой жизнью в кругу друзей.
В России сегодня проживают 776 национальностей. Самые малочисленные из них насчитывают сотни, а то и десятки людей. Несмотря на это, малые народы чтут традиции предков и пытаются не только сохранить их обряды, но и применять их в своей жизни. Одним из элементов уклада жизни любого народа является свадьба. О том, как проходил этот обряд у разных малых народов, мы расскажем сегодня.
Вожане: побрить от греха подальше
Водь – малочисленный финно-угорский народ, коренные жители Ленинградсой области. Сами они себя называют вяддя, или вадьялайн. В конце XIX века в деревнях Петербургской губернии их проживало более 5 тысяч, и с тех пор их число все время сокращалось. Самые большие потери связаны со Второй мировой войной – вожан, в качестве рабочей силы перевозили в Финляндию. Сегодня, согласно последней переписи, представителей води осталось только 64 человека
Брачный возраст наступал у юношей в 15, а у девушек – в 14 лет. Они выбирали друг друга сами, без помощи отцов и матерей. Более того, родители вообще узнавали о том, что их дети уже обручились чуть ли не в последнюю очередь. Первым был священник – именно ему молодые сообщали о своем желании быть вместе. Чтобы получить согласие на брак, нужно было удостовериться, что молодые не принадлежат одному роду.
После того, как родители узнавали об уже свершившемся факте, они поднимали «шум»: хватали невесту за косу и не отпускали, пока жених не обрежет ей косу. Считалось, что в волосах женщины обитают духи, покровители ее рода. И они могут принести несчатье семье жениха. Причем, до конца XIX века невестам не только обрезали волосы, но и брили голову! Видимо, настолько боялись потусторонних сил. Мать невесты, отдавая волосы дочери зятю, говорила: «Возьми косу с ее головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой».
Потом все происходило по привычным нам православным традициям. Свадьбу играли два дня. Невесту наряжали: на нее вместо обычного бело-красного одеяния надевали сарафан из синего сукна, рубаху расшивали красивой вышивкой, надевали многочисленные бусы. На остриженную голову водружали высокий головной убор белого цвета – пайкас. Впоследствии, если у женщины рождался ребенок, этот пайкас меняли на другой, красный, украшенный желтым бисером.
Когда невеста входила в дом нового мужа, ее встречали его незамужние родственницы и ставили ее справа от двери. Сами они вставали слева. До самого вечера невеста должна была им кланяться, пока не упадет от усталости. В конце дня ее укладывали в постель, которую жених должен был выкупить – гостинцами и подарками.
Ижоры: жених отдельно, невеста – отдельно
Еще одна финно-угорская народность, численность которых в XIX веке составляла 18 тысяч, а сегодня их в России всего 266 человек. Ижоры называли себя карелами, и их главным занятием было рыболовство.
Ижорскую свадьбу играли по отдельности в двух домах, поэтому ее иногда называют «двухходовой». Но начиналось все со сватовства. В первый приезд сват приходил в дом невесты, предлагая выдать хозяйскую дочь за их сына. Во второй приезд он получал ответ. И если он бы положительный, то происходил обмен залогами. В третье посещение молодые обручались.
Интересная деталь: во время второго и третьего приезда все участники сватовства должны были курить табак.
Фото: Курная изба в приходе Каприо (ныне Ломоносовский район). Фотография С. Паулахарью. 1911 г. (Из книги «Ингерманландия глазами Самули Паулахарью. Велоэкспедиция летом 1911 года»)
Перед венчанием жених и невеста готовились, совершали определенные ритуалы в бане. А после того, как молодые венчались, они… возвращались к своим родителями! И свадебные застолья происходили раздельно: жених – со своими родственниками и друзьями, а невеста – у себя дома, со своими. В доме жениха пекли свадебный каравай «куппелилейбя», но его не ели, берегли для особого часа.
Жених мог забрать невесту к себе в дом только на следующий день. Он приезжал со своими родственниками, и после угощения и песен приглашал всех к себе домой. Там их встречала новоиспеченная свекровь, держа в руках припасенный свадебный каравай и икону. Еще она могла держать кружку пива, от которой все отхлебывали по глотку.
Затем все усаживались за свадебный стол и начинали гулять. А вот невеста за стол вместе со всеми не садилась – она стояла и кланялась, приглашая гостей угоститься. Во время застолий вожане много пели и танцевали. В одной из песен, дошедшей до наших дней, невеста поет о своей жизни в отцовском доме. Эту песню исполняли, танцуя по кругу – такой танец называли «каравод» или «каравана». Запевала находилась в центре круга, а остальные передвигались по нему маленькими шажками, держась одной рукой за плечи соседа, а второй – размахивали над головами.
Вепсы: ночное сватовство
Вепсы считаются одним из древнейших народов Европейского Севера. Исторически они обитали между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В наше время в Карелии существуют школы, где учат на вепском языке, а всего представителей этой народности сегодня около 6000 человек. Многие из них чтут свадебные традиции предков и играют современные свадьбы по сценарию, пришедшему из глубины веков.
Семьи у древних вепсов были большими – иногда более тридцати человек – 3-4 поколения. Это объяснимо, ведь их главное занятие – земледелие – требовало много совместных усилий. Поэтому и вепсская свадьба была многолюдной.
Сватовство происходило так: жених с отцом и родными приходили в дом невесты поздним вечером или, еще лучше, ночью, и просили у родителей ее руки. Родители невесты могли отказать – но напрямую это не озвучивали. Вместо этого они клали на стол мутовку – деревянную палочку, которую использовали в хозяйстве для взбивания яиц. Ночь, видимо, была нужна для того, чтобы тем, кому отказали, не стыдно было возвращаться домой ни с чем.
А если родители невесты соглашались на предложенную партию, то обе стороны начинали обсуждать, кто что даст в приданое, и когда назначить свадьбу. Жених давал отцу невесты деньги – это называлось «кровавый долг», ведь он брал дочь из рода. Перед тем, как ударить по рукам, отцы надевали шубы и меховые рукавицы.
В подготовке к свадьбе участвовали все ближние родственники невесты (а их было обычно много). Невесте покрывали голову тканью так, что она ничего не видела, и вели в баню. Перед ней торжественно несли оглоблю с колоколом и «подметали» траву. После бани сестры и братья расчесывали ей волосы и вплетали ленты – символы прощания с прежней жизнью, а мать и тетушки начинали голосить и причитать. Все это время невеста оставалась с покрытой головой.
В назначенный день свадьбы жених с родственниками приходили в дом невесты и одаривали хозяев подарками. Затем следовало небольшое застолье, в конце которого родители благословляли детей хлебом и иконой, и вся процессия отправлялась в церковь. Из храма гости шли по дороге, освещенной кострами – на них жгли старые лапти из бересты и кошели.
Войдя в дом, молодые целовали икону и делали поклон родителям. На голову им бросали куриный пух и ячмень – чтобы жизнь была легкой и богатой. Дрýжка (тамада) три раза крестил кнутом двери, затем молодых, и только после этого гости усаживались за стол. Чтобы семейная жизнь была успешной, молодые должны были съесть пирог-рыбник, традиционное праздничное блюдо вепсов. Наутро все родственники невесты получали от семьи жениха подарки. С этого дня начиналась история новой вепсской семьи. А чтобы новую семью обходили стороной злые духи, жених и невеста полтора месяца после свадьбы носили пояса из рыболовецкой сети с завернутыми в ней талисманами: высушенными головой или зубом щуки, корой от черемухи, кусочками ткани красного цвета и толченым стеклом.
ДОМ , -а (-у), предл. в до́ме, на дому́, мн. дома́, м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Деревянный дом. Каменный дом. Жилой дом. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «невеста»
НЕВЕ́СТА , -ы, ж. Девушка или женщина, вступающая в брак, имеющая жениха. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: будировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «дом»
Ассоциации к слову «невеста»
Синонимы к словосочетанию «дом невесты»
Предложения со словосочетанием «дом невесты»
- Её задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «дом невесты»
- Старших двух дочерей он выгодно пристроил, младшая оставалась еще в доме невестой .
Сочетаемость слова «дом»
Сочетаемость слова «невеста»
Понятия, связанные со словосочетанием «дом невесты»
Свадебный поезд — свадебная процессия жениха, направляющаяся за невестой, сопровождающая молодых к венчанию и в дом жениха (или сначала в дом невесты, а потом жениха); реже — некоторые другие процессии в свадебном обряде. Свадебный поезд жениха, направляющийся за невестой, наделяется военной символикой с соответствующими атрибутами его участников и текстами. Славянский свадебный обряд.
Смотри́ны (смотрины невесты) — свадебный обряд, при котором сваха (сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.
Свадебный пир — у славян главное торжество по случаю бракосочетания во время собственно свадьбы — сначала у невесты, а потом у жениха, включающее застолье и сопутствующие ему обряды и ритуальные действия: посад молодых, выкуп невесты у её брата, выведение подставной невесты и другие способы сведения жениха с невестой, снимание покрывала (см. Фата), венка с головы невесты и перемену ей головного убора, дележ главного свадебного хлеба (см. Каравай) или иного блюда (пирога, пряника, каши, курицы, петуха.
Повивание невесты (повивание молодой, крутить голову, окручивание, окручение, выкрутка, обабить, сповиваня молоды) — обряд первого одевания женского головного убора до или во время свадьбы, символизирующего переход невесты в половозрастную группу женщин.
Сватовство́ по-ру́сски — начальная церемония сговора свадебного, в ходе которой сторона жениха при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Все обрядовые действия и условия совершения сватовства подчинены главной цели — получению согласия на брак.
Самым ярким и пышным узбекским обрядом является свадьба – никох туй. Свадебное торжество в узбекских семьях — это крупнейшее событие, которое по традиции отмечается шумно, богато и с большим количеством гостей. На этот праздник приглашаются все: близкие и дальние родственники, соседи, коллеги по работе и друзья.
Ранним утром в день свадьбы в доме жениха и в доме невесты устраивается угощение праздничным пловом, с которого собственно и начинается свадебный обряд. Сегодня все чаще утренний плов устраивается не в доме, а в кафе или чайхане, что гораздо удобнее, да и менее хлопотно для хозяев.
После утреннего плова жених в сопровождении друзей, родственников, музыкантов и танцоров приезжает в дом невесты. Невеста в свадебном наряде, сегодня, как правило, в европейском белом свадебном платье, ожидает в специальной комнате, куда могут войти только поверенные муллы (священники). Они берут у нее согласие на брак и после этого читают свадебную молитву — никох, которая заключает брак между молодыми.
Затем следует вторая часть свадебного обряда – прощание с родителями и родным домом. Друзья жениха грузят приданое невесты, а она прощается с родителями и покидает дом в сопровождении подруг и родственниц, которые поют прощальные песни.
В доме жениха невесту встречают женщины, распевая традиционные свадебные песни. К дверям дома ведет белая дорожка — паяндоз, по которой невеста входит в свой новый дом. Перед дверью она делает поклон новому дому – «остона салом», и в этот момент ее осыпают цветами, деньгами, сладостями, желая ей, таким образом, красивой, богатой и сладкой жизни.
С этого момента начинается свадебное торжество – никох туй, который иногда продолжается несколько дней. После свадебного торжества жених провожает невесту в их новую комнату, где ее встречает и переодевает янга — родственница или близкая подруга невесты. После этого в комнату входит жених и «выкупает» невесту у янги и только после этого молодоженов оставляют наедине друг с другом.
Ранним утром следующего дня наступает время завершающего обряда — келин салом или приветствие невесты. Молодая жена должна, низко кланяясь в пояс, поприветствовать родителей жениха, родственников, гостей. А они в свою очередь преподносят свои подарки и поздравляют с замужеством.
Осетинские свадебные традиции претерпели за многовековую историю множество изменений, но сохранили национальный колорит и последовательность всех этапов свадебного обряда. Начинается все со сватовства – уважаемые члены семьи жениха просят главу семьи невесты отдать ее в жены своему родственнику, но, как правило, во время первой встречи (осет. минœвœрттœ) не принято открыто отвечать согласием. Сватов обычно засылают трижды, после чего назначается день сговора (осет. фидыд).
Во время сговора стороны обсуждают подробности предстоящей свадьбы — договариваются о дате, количестве приглашенных и т.д., после чего начинается традиционное застолье с тремя осетинскими пирогами, шеей и головой жертвенного животного, история которого насчитывает не одну сотню лет. При сговоре также принято передавать определенную сумму денег в дом невесты — подкрепление устной договоренности материальным, а из дома невесты в дом жениха отправляются три осетинских пирога, три ребра и арака.
В давние времена предкам осетин приходилось ждать долгое время между сватовством и свадьбой, в которое жениху предстояло заработать деньги на калым (осет. ирœд), а семья невесты в это время собирала приданое. Именно из-за традиции платить калым, которая в наши дни изжила себя, и появился обычай кражи невесты.
Согласно другому традиционному свадебному ритуалу – тайному визиту (осет. сусœгцыд), жених с несколькими близкими друзьями должен до свадьбы тайно явиться в дом невесты для вручения ей обручального кольца. Регистрация брака у современных осетин чаще всего происходит сразу после сговора или в день свадьбы, которая устраивается и в доме жениха, и в доме невесты.
Свиту жениха (осет. чындзхœсджытœ) составляют его молодые родственники, дружка (осет. œмдзуарджын), шафер (осет. къухылхœцœг) и названная мать (осет. кœнгœмад), которые вместе со старшими представителями семейства отправляются за невестой. Возле дома невесты их встречает свадебный кортеж с тремя традиционными осетинскими пирогами. После молитвы старшие представители семьи жениха приглашаются за главный стол, а молодые идут знакомиться с невестой. Названная мать жениха преподносит невесте подарки и золотые украшения, после чего всех гостей ожидает праздничное застолье.
Дальше подружки невесты с разрешения старших готовят ее к выходу — облачают в свадебный наряд, затем к ней приглашаются шафер и дружка, которые возносят молитву и под руку выводят невесту к свите жениха, а ее мать посыпает дорогу перед ней сахаром, символизирующим сладкое замужество. По дороге свадебный кортеж с невестой и женихом обязательно заезжает в святое место для вознесения молитвы.
В доме жениха невеста вначале подходит к старшим, которые произносят молитву, после чего ей дают подержать ребенка-мальчика, символизирующего наследника и продолжателя рода. Порог своего нового дома невеста непременно должна переступить правой ногой и трижды поклониться.
Еще одним свадебным ритуалом является обряд снятия фаты (осет. хызисын), который предки осетин совершали лишь на второй день свадьбы. Молодой парень снимает фату с головы невесты специальным флажком, привезенным из ее дома, перед этим он произносит ритуальные слова и трижды проводит флажком над ее головой. После свадьбы флажок хранится в доме, являя собой символ принятия невесты в семью. Когда фата снята, и все могут лицезреть лицо невесты, она угощает родственниц жениха и его маму медом, а та – ее, обряд символизирует хорошие взаимоотношения между ними. После свадьбы родители жениха и невесты приглашают друг друга в гости поочередно, а уже после формальностей они могут являться друг к другу в гости без приглашения.
В давние времени осетинские свадьбы могли длиться дни или недели, а новая невестка не могла разговаривать в присутствии родителей жениха, пока не получала от них на это официального разрешения в виде подарка. В некоторых семьях этот обычай жив до сих пор. Еще одним отличием является застольное поведение – предки осетин воздерживались за столом, а молодым и вовсе было запрещено употреблять алкогольные напитки, главными развлечениями были песни и танцы, сегодня все немного иначе.
Осетины, пожалуй, одни из самых ярких представителей среди других народов, чтящих свои традиции с таким трепетом. И расстояние для соблюдения национальных обычаев не помеха — в сети московских пекарен «Асса» вы можете заказать необходимые для проведения традиционных ритуалов осетинские пироги, которые ни в чем не уступают пирогам, приготовленным на осетинской земле, ведь их выпекают искусные осетинские пекари с использованием только настоящего осетинского сыра, поставляемого из Осетии.
Предлагаю обсудить в этой ветке свадебные традиции как исконно русские так и привнесенные извне такие как бросание букета, подвязки, снятие фаты с невесты, продажа свадебного торта и т.п. и т.д. Для начала дискуссии чочу задать вопрос — что означает традиция водить молодоженов трираза вокруг садебной машины? Скажу заранее лично я правильный ответ знаю. А вы?
Не знаю и честно говоря хочу чтоб поменьше людей вообще были в курсе)). Мне категорически не нравятся практически все наши традиции. Я за европейский тип свадеб).
возможно это перенос с венчания, когда моодых три раза обводят вокруг аналоя. но довольно тупой перенос
Когда невесту уже выкупили, молодые три раза обходят машину, при этом сват подметает перед молодыми. Считается, что чем лучше сват метет, тем больше горестей он отводит от новой семьи, а веник, потом выкидывается .
В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией .
Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: «Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить». Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником («плаксой»). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
Обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство
К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу вывернутую вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.
Заонежье — полуостров и прилегающие к нему острова в северной части Онежского озера. Жители этого края ведут свое происхождение от новгородцев, переселявшихся на север с начала второго тысячелетия. До славян население полуострова было прибалтийско-финским. Следы этнокультурных контактов в языке и фольклоре заонежан остались до сих пор. Именно здесь сохранился русский эпос в его классическом виде, были записаны причитания, песни, сказки, вошедшие в отечественные собрания русского фольклора. Особого внимания ученых удостоился сложный, многоэтапный свадебный обряд Заонежья.
Свадебное время
В Заонежье большинство свадеб игралось в Великое межговенье. Юношам и девушкам до свадьбы полагалось погулять, участвуя в молодежных «бесёдах».
Парень, которому пришла пора жениться, начинал высматривать себе невесту на молодежных вечеринках. Если девушка славилась красотой, умом и «хорошим житьем», парень спешил сосватать ее поскорее. Однако инициатива сватовства исходила от родителей парня после семейного совета. Немаловажную роль при выборе невесты играли богатое приданое и выбор хорошей работницы в семью.
В Заонежье сложилась поговорка: «Свадьба слезами красна». Это говорит о том, что свадебным причитаниям здесь уделялось очень большое внимание. Чем искуснее причитала специально приглашенная свадебная причитальщица, чем больше плакала невеста, тем лучше считалась свадьба.
Сватовство
Войдя в дом, сваты первым делом крестились на иконы и здоровались. Получив согласие главы семьи обсудить дело, сваты старались как можно больше нахвалить жениха, главным образом его достаток. Ценились большое количество скота, добротный дом, а также обстановка, хорошая одежда.
Родители девушки вручали сватам залог: праздничный сарафан дочери, шелковый платок или другие вещи, договаривались о сроках свадьбы.
Удачливые сваты ехали обратной дорогой под звон поддужных колокольчиков. Этот звон давал знать каждому, кто его слышал: сваты едут, сосватали невесту!
Рукобитье (просватовство)
В назначенный день жениха и его родню встречали в доме невесты. После общей молитвы родственники «били по рукам»: отцы обменивались рукопожатиями, обернув ладони полами одежды, чтобы будущие супруги жили зажиточно. За отцами каждый родственник невесты проделывал то же самое с каждым родственником жениха.
Специально для рукобитья готовили обрядовые тонкие пироги-«сканцы» в форме полумесяца. Жених и невеста, надкусив «сканцы», бросали их в толпу девушек. Те наперебой ловили пироги, так как считалось, что первая из поймавших скорее других выйдет замуж.
Второе обрядовое блюдо — яичница-глазунья из большого количества яиц. Жених ложкой разгребал в середине дыру до дна и клал туда деньги, считавшиеся символическим выкупом за будущую жену. Девушки норовили украсть эту яичницу со стола и съесть ее, чтобы скорее выйти замуж.
После завершения застолья невеста повязывала жениху под воротник белую шелковую косынку, чтобы тот носил ее до самого дня свадьбы.
Свадебный день
Для гостей накрывали первый стол — «чай». Но друзья жениха отказывались угощаться, пока не приведут невесту. Невесте накидывали на голову шелковый платок. Девушки брали ее под руки с обеих сторон, запевали песню и вели к столу, где она садилась рядом с женихом на подушку. Подружки и женщины начинали петь величальные песни. Первыми величали жениха и невесту. Посидев за столом, гости выходили танцевать.
Затем подавали горячие блюда. Это был второй стол — «обед». В соседней комнате шли приготовления к вручению подарков родне жениха. Невесте накидывали на голову большой платок, скрывавший лицо, и самым медленным шагом под песню вели к гостям. Когда песня заканчивалась, следовал обход гостей с рюмками и вручением подарков от невесты.
Расставание невесты с волей — кульминационный момент свадьбы. Еще до приезда жениха девушки заплетали невесте косу, к концу которой подвязывали несколько широких лент. Эти ленты и выполняли функции «воли» — ритуального предмета.
Невеста должна была сопротивляться расплетанию косы. Брат распутывал ленту, разжимал ее пальцы и расплетал косу. Невестиными лентами он хлестал девушек, чтобы они скорее вышли замуж.
Крестная, тетки и другие родственницы начинали одевать невесту к венцу. В традиционный свадебный наряд невесты входили: сорочка с пышными рукавами, штофный сарафан, парчовая или штофная душегрея, большой шелковый платок с кистями. Головным убором была корона из жемчуга и бисера с вставками из разноцветных граненых стекол. Она надевалась на голову вместе с жемчужной поднизью-«сеткой». На шее — жемчужные бусы из множества нитей, в ушах — серьги из речного жемчуга. На запястьях — серебряные браслеты, на пальцах — серебряные или золотые кольца и перстни.
Перед отъездом в церковь с простенка снимали икону, под которой сидели жених и невеста. Ее заворачивали в свадебное полотенце. Этой иконой родители благословляли жениха и невесту перед венчанием.
Жених и невеста ехали в церковь в отдельных повозках. По пути следования поезда дети и взрослые жгли огни — «маяки» и приветствовали молодых криками «ура!» Участники свадебной процессии бросали на ходу мелкие деньги.
Выйдя из церкви, молодой муж брал жену на руки и усаживал в свою повозку. Толпа зрителей приветствовала новобрачных.
Хваление
Празднование бракосочетания в доме у жениха называли «хваленьем». Из избы от самого стола до улицы расстилали домашний холст, молодой муж брал жену на руки и ставил на холст перед родителями. Они благословляли новобрачных хлебом-солью и иконой. Так же как и в свадьбу, в хваление было два стола: сначала чайный стол, потом ужин. За столом гости пели песни и устраивали танцы.
Пока гости праздновали, молодую уводили в горницу, свекровь разделяла ей пробором волосы на две стороны, расчесывала и клала на голову 1–5 рублей. Затем скручивали косы в жгут и делали пучок, после чего надевали на голову расшитый золотом повойник или женский головной убор чепец.
Старший дружка стучал по деревянной полке скалкой, призывая всех к порядку, и просил похвалить молодых. Новобрачные вставали и кланялись. По знаку старосты все мужчины кричали изо всей силы: «Хороша молода! Ура!» В этот момент били горшки.
Первую брачную ночь молодые должны были провести в нежилом помещении — на чердаке или в чулане. Крестные матери вели их в приготовленное помещение. Постель оказывалась занятой кем-нибудь из мужчин. Молодая выкупала постель — дарила полотенце. Перед тем как лечь с мужем, молодая должна была разуть его. Серебряный рубль, находившийся в сапоге, молодая оставляла себе.
Послесвадебные обряды
Утром для новобрачных топили баню. После бани молодой расчесывали волосы и надевали на голову бабий чепец.
Снова собирались гости — самые близкие родственники. Крестная выносила на подносе две рюмки, к которым были привязаны красные ленточки. Потом она бросала об пол рядом с молодыми глиняный горшок со словами: «Хороши наши молодые!»
Когда застолье заканчивалось, друзья и родственники молодоженов разъезжались по домам, пригласив на прощание молодых к себе в гости.
А.М. Анхимкова, музей-заповедник «Кижи», ведущий специалист
Д.Н.Князев, автор проекта «Свадьбы народов мира: культурное наследие»
В.П.Кузнецова, научный руководитель и консультант-фольклорист, к.ф.н.