Невеста и жених женятся

Список литературы.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1979. — Т.1. — С. 533.
2. Лопатин В. В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. — М.: Русский язык, 1998. — С. 151.
3. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. — М.: АЗЪ, 1993. — С. 195.
4. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988,— С. 56.
5. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. — М.: Наука, 2001. — С. 108.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сладко, сладко жених прислал, а слаще того сам привезет.

Яблочко на яблоньке — то ты у меня; перстень на руке — то я у тебя.

Не кормил, не поил, а целует.

Дочь — чужая добыча. Дочь — отцу, матери не корысть (не кормилица).

Ключница чужому отцу, ларешница чужой матери (молодая).

Жениться — беда, не жениться — другая, а третья беда — не отдадут за меня.

Жениться — с людьми расплатиться (или: распроститься).

Лучше жениться, чем волочиться.

Жениться скорее — в дому прибыльнее.

Жена моя полсела для меня.

Не на то родился, чтоб на худой женился.

Кто хочет жениться, тому и ночь не спится.

Иссушила молодца чужая девичья краса.

Бабы каются, а девки замуж собираются.

Торопится, как поповна замуж.

Старого мужа соломкой прикрой, молодого сама отогрею.

За старым жить — только век должить; за малым жить — только маяться; за ровней жить — тешиться.

Велик не под стать, и рукой не достать.

Ждали из заморья, а прибыл из задворья (жених).

Хоть за лыску (за лысого; искаж. хоть в Лысково), да близко.

Хоть за нищего, да в Татищеве (в Конищево).

Не купи лошадь ямскую, не бери девку пронскую (из Пронска).

Не найдешь паренька — выйдешь и за пенька.

Брагу сливай, не доквашивай; девку отдай, не доращивай!

Хоть за вола, только б в дому не была.

Пока ветры не обвеяли, да собака не облаяла, отдавай.

Одна с хлеба долой (о замужней дочери).

Девкой меньше, так бабой больше.

Не вздыхай тяжело, не отдадим далеко.

Не в полон отдают, а замуж берут.

Для тягости родин жениху не отказывать стать.

Тужит, горюет перепелочка: где-то мне зимовать будет.

Как ни заплетай косу, девка, не миновать, что расплетать.

Пошла руса коса из куга по лавочке (замуж).

Просватанная, что проданная. Обрученная, что подаренная.

Засватана, что запродана. Пропита — продана.

Коли суженый урод, так будет у ворот (не миновать).

У невесты женихов сто один, а достанется один.

Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.

Не всякий женится, кто присватался.

Много женихов, да суженого нет.

Много сватается, да одному достанется.

Сватался, сватался, да и спрятался.

Сватались, сватались, да все и попрятались.

У нашего Макара (у Макарья, на ярмарке?) по три деньги Натальи; а грош дай — любую выбирай.

У нас невестам нет переводу.

Его невесты на том свете козлов пасут.

Ваше сужено, ваше богосулено (т. е. невеста).

Всякая невеста для своего жениха родится.

Кому на ком жениться, тот в того и родится.

Невеста родится, жених на коня (на конь) садится.

Дочку в колыбельку — приданое в коробейку.

Взял Фома Лукерью, так суд божий пришел.

Не тужи, красава, что за пьяницу попала (побьет, не воз навьет, а волюшка своя).

Досталася гадине виноградная ягода.

До хорошего не дороется, до худого не перероется.

Добьет нужа до худого мужа. Нету такого, выйдешь и за всякого.

Христа ради невест не выдают (не отдают; ответ неотвязчивой свахе, которая упрашивает).

Нет паренька, не отдашь за пенька.

Послать стыжуся, а сам идти боюся (сватать).

Дочку замуж выдать — не пирог испечь.

На людей лапти плетут, и то ино не угождают, а девкой не уноровишь (оправдание свахи).

Не гляди на то, сам каков, а глядит на то, она какова.

Кабы всякому по нраву (невесту), так бы и царства небесного не надо.

У девки догадки, у парня свои.

Дочку сватать — за матушкой волочиться.

Ахти мне, кабы девка мне! При девушке я живой бы человек.

Не женат — не человек. Холостой — полчеловека.

Молодец женится, а во сне ему бредится: не платить бы попятного.

Быть ему нынче на божьем суду (т. е. венчаться).

Где бог велит, там и берите (ответ парня на вопрос родителей, какую девку за него сватать).

Жениху много на ум идет. Мало ли что жениху на ум приходит.

Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

Красную жену не в стенку врезать.

Много выбирать — женатым не бывать.

Бери, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться.

Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись.

Не кайся, рано вставши да молод женившись.

Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям).

Бери жену с воли, а казака (работника) с Дону: проживешь без урону.

Кумишься — сватаешься, а проспишься — спохватишься.

Жениться — не лапоть надеть.

Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.

Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь.

Женитьба есть, а разженитьбы нет.

Плохой (глупый) поп свенчает, и хорошему (умному) не развенчать.

Вечное дело (женитьба), не часовое.

Не шилю-пилю свадебку сыграть (псковск.).

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет.

На горячей кляче (на резвом коне) жениться не езди.

Свадьба скорая, что вода полая. Скорая женитьба — видимый рок.

Не женился молодец, (а) постригся.

Добрая женитьба — посхименье.

Женился, не постригся, а от посиделок отрекся.

Ненадолго стар женится: только обычай тешит.

Женился, да сам себе подивился.

Женился скоро, да на долгое горе.

Женился, как на льду обломился.

Жаль девки, потеряли (сгубили) парня.

Не заламывай рябинку не вызревшу; не сватай (не бери) девку не вызнавши.

У цыгана не купи лошади, у попа не бери дочери.

Как женишься, так и ощенишься.

Для щей люди женятся, а от добрых жен постригаются.

Для щей люди женятся, а для мяса (во щах) замуж идут.

Умный женится, а дура замуж идет (если свадьба пред жнитвом).

Не молодца любят, денежку.

Женился, чтоб пшеница лучше родилась (т. е. на родне; по поверью во Владимирской губернии).

Сороку взять — щекотлива; ворону взять — картавита; взять ли, не взять сову госпожу.

Закон принять. Идти на суд божий (т. е. венчаться).

Неровно вынется, замуж выйдется.

Под чужой потолок подведут, так и другое имя дадут.

Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа.

Весело покров проведешь, дружка найдешь (время свадеб).

Покров пресвятая богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком!

Мать (Батюшка) покров, покрой мать сыру землю и меня молоду!

Матушка Прасковья, пошли жениха поскорее!

Наши девки испужались, все замуж побросались.

Замуж выходи — в оба гляди.

Жених (невеста) что лошадь: товар темный.

Исайя ликуй, а ты, девушка, не финтуй!

Гуляй, покуда голова не покрыта. Своя волюшка (девке) у батюшки.

У батюшки (девка) промеж пальчиков, у мужа в руках.

Покроют головушку, наложат заботушку.

Замуж идет — песни поет, а вышла — слезы льет.

Девки говорят: нам своя воля гулять; молодки говорят: нам мужья не велят.

Подруги косу плетут на часок, а сваха на век.

Муж не башмак, с ноги не сбросишь.

Старый муж ворчит-журит, раздевать, разувать велит.

Невеста без места, жених без ума (без уса).

Лучше на убогой жениться, чем с богатой браниться.

Лучше на убогой жениться, чем век с богатою волочиться.

Женился богатый на сонливой: оба счастливы.

Голик рощи да кузов земли (приданое).

Приданого гребень, да веник, да алтын денег.

И большое приданое не сделает мужа.

Не жить приданым, а жить (с) богоданным.

Была бы кость да тело, а платье сам делай (похвала бесприданнице).

Здравствуй, в красном: наживай голубой за мужниной головой (красный, праздничный, а вышла замуж, думай, как работать станешь).

В Ингушетии калым за невесту, который оставался неизменным на протяжении многих лет, подорожал до 40 тысяч рублей.

Для небогатых родителей девушки подорожавший калым — благо, чего нельзя сказать о большинстве ингушских женихов. Ведь многие молодые люди в республике не имеют постоянной работы, и 40 тысяч рублей для них — деньги немалые. Но если парень действительно хочет жениться, он сможет заработать на калым, считают в муфтияте.

— Хочет молодой человек жениться — пусть работает. Если у него сегодня нет средств на калым, как в будущем он сможет содержать семью?! — замечает заместитель кадия Ингушетии Магомед Хаштыров.

Впрочем, если девушка любит парня, и родители поддерживают ее выбор, можно обойтись и без калыма или уменьшить его. Хотя, надо отметить, редкий ингушский жених готов пойти по этому пути. Ведь традиции в республике сильны, и к тому же, что скажут люди?!

Родители невесты получили еще одну поблажку. Теперь если парень похитил девушку по обоюдному желанию (что в Ингушетии не редкость), он может жениться на ней в тот же день, разумеется, получив согласие будущего тестя с тещей. Тем самым семья возлюбленной освобождается от тяжелой в финансовом плане обязанности играть свадьбу в своем доме.

Случается, горячие ингушские парни похищают девушек с целью женитьбы, не спросив у них согласия. Хотя официальная статистика насильственных похищений невест в республике не ведется, как отмечают в муфтияте, за последние два года таких фактов стало намного меньше. Это связано с принятием в начале 2008 года постановления Совета Алимов Ингушетии, в котором категорически осуждается насильственное похищение невест. Похититель обязан выплатить штраф в сумме 10 тысяч рублей мечети населенного пункта, где он проживает. Кроме того, если девушка не вернется в тот же день в дом отца, удалого молодца признают изгоем, а у тейпа, к которому он принадлежит, будут игнорировать свадьбы и похороны.

В свадебной церемонии участвует вся многочисленная родня жениха и невесты.

Семья девушки должна раскошелиться на подарки родственникам будущего зятя. Зачастую покупается также мебель и бытовая техника, которые привозят в дом жениха накануне свадьбы.

Свадебное торжество проходит в воскресенье как в доме жениха, так и невесты, и может продолжаться еще несколько дней кряду. До свадьбы и утром в воскресенье родственники и знакомые везут девушке подарки и деньги. Как говорят, сумма собирается приличная. Пока невесту наряжают, ее родные и гости празднуют за столами.

К заранее оговоренному времени прибывает свадебный поезд с родственниками жениха. Впереди — сваты и мула. Если при выходе невесты первыми выстрелят родственники жениха, значит, он будет в семье главным, и наоборот.

В доме будущего супруга девушку ставят в красный почетный угол, где она принимает поздравления. По обычаю, в это время она должна молчать — это говорит о ее скромности. Но некоторые бойкие невесты не выдерживают острых шуток гостей в свой адрес (к примеру: «Какая некрасивая девушка досталась нашему парню!») и дают словесный отпор.

В идеале невеста стоит перед гостями до вечера, а потом начинаются танцы до утра.

Жених обычно появляется на празднике в третью ночь, после того как простился с холостяцкой жизнью в кругу друзей.

В загс, чтобы оформить отношения официально, молодые люди, как правило, идут только после рождения ребенка.

Больше, чем калым

В Карачаево-Черкесской Республике калым заменен на махар. В чем разница?

— По исламу, калым — это выкуп за невесту, который достается ее семье, а махар — дар девушке от будущего супруга на случай развода. Калым в чистом виде существовал у нас до 1808 года, когда на северо-западный Кавказ пришла страшная чума. Тогда на общенародном сходе и было решено заменить калым на махар, чтобы в случае развода или потери мужа у женщины были средства на проживание, — рассказывает старший научный сотрудник отдела этнографии института гуманитарных исследований КЧР, кандидат исторических наук Рашид Хатоев.

Махаром может стать земельный участок, недвижимость или круглая сумма. Но все равно он зачастую намного меньше, чем берне, согласно которому невеста должна щедро одарить всех родственников мужа.

— Берне — это уже не исламская, а национальная традиция. Если в семье рождаются две-три девочки, у нас шутят, что их родители нуждаются в подаянии. Иметь дочек крайне разорительно. В свое время берне не смогла запретить даже советская власть. Родню будущего супруга девушка должна одарить украшениями с бриллиантами, коврами, дорогой одеждой, поэтому берне начинают собирать сразу после рождения дочери, — продолжает Рашид Хатоев.

Зато родители невесты в Карачаево-Черкесии экономят на свадебном тожестве. Ведь свадьбу играют в доме жениха, и расходы оплачивает его сторона. Сам молодой человек в эти три дня живет у близкого друга, который становится ему нареченным братом. Родственники невесты обязаны подарить ему дорогую вещь.

Парень появляется в родительском доме в первую брачную ночь.

Слово — золото

В Чеченской Республике калым сохранился и стоит примерно как средняя корова (20 — 30 тысяч рублей). Помимо денег родителям будущей жены несут продукты питания — два ящика чая, мешок сахара, молодого барана.

Свадьба, как и в КЧР, играется только в доме жениха, и родни невесты на ней нет.

Зачастую парень и девушка наводят справки друг о друге через знакомых. Потенциальная невеста нередко интересуется, не является ли молодой человек или его семья чьими-либо кровниками (по законам кровной мести расплатой за предумышленное убийство является смерть виновного или кого-то из его родни).

Когда решение молодых людей о вступлении в брак созрело, они договариваются о встрече их родителей друг с другом. В день знакомства семей девушку забирают в дом к парню, а ее семья получает калым, который тратится, в основном, на одежду и приданое дочери. Перед уходом из отчего дома девушку благословляет на брак мула, при разговоре со священнослужителем обязательно присутствие двух свидетелей.

Невесту сопровождает родственница. Эта миссия считается очень почетной и прибыльной — семья парня одаривает женщину дорогими подарками.

На свадьбе молодая должна молчать. По обычаю, когда она подносит воду, гости пытаются с ней заговорить — слово невесты стоит немалых денег.

Обычно через пару месяцев после свадьбы родственники девушки везут в дом зятя подарки и приданое, в том числе для свекра обязательно красивое постельное белье.

Юнус-Бек Евкуров, президент Ингушетии:

— Повышение калыма в республике надо рассматривать исключительно как помощь родителям невесты или стартовый капитал для молодых. Так пожелало само население. Хотя сумма в 40 тысяч рублей для многих значительная, не думаю, что она остановит потенциальных женихов. Количество браков в республике не снизится. Случается, родители девушки отказываются от калыма. К примеру, когда я женился, семья моей будущей жены не взяла деньги.

К тому же свадьбы в Ингушетии всегда окупаются. Гости приходят на торжество не по списку приглашенных, а всем селом или улицей, где живут молодые. Каждый дарит какую-то копеечку. В итоге, когда родители молодоженов подсчитывают дары, часто полученная сумма превышает свадебные расходы.

Тем временем

Празднование свадьбы в разных уголках мира часто имеет значительные различия. Они кроются и в особенностях организации, и в специфике традиций, и в количестве времени, необходимого для регистрации брака. Но неизменным во всех странах остается то, что этому волнующему событию придают большое значение. Молодые люди и их родители не жалеют сил и средств на то, что сделает это важное событие по-настоящему незабываемым. Особенно серьезно к подготовке свадьбы относятся жители США. Сейчас я попытаюсь рассказать Вам, по каким принципам организовывают свадебное мероприятие в этой стране.

Помолвка и подготовка к свадьбе в Америке

Когда молодой человек решается сделать своей возлюбленной предложение руки и сердца, он тщательно планирует этот момент. Выбирает походящее место и время, покупает обручальное кольцо и большой букет цветов. А поскольку «лучшие друзья девушек – это бриллианты», на обручальном кольце, как правило, должен красоваться симпатичный бриллиант. Поскольку к помолвке в Америке относятся очень серьезно, подготовка к свадьбе начинается только после обручения и занимает в основном, приблизительно один – два года. Но благодаря тому, что в Америке достаточно хорошо развит свадебный бизнес, молодожены, как правило, не занимаются этим самостоятельно. Все предсвадебные хлопоты готовы возложить на свои плечи сотрудники разнообразных агентств и бюро, которые предоставляют услуги по организации свадеб. Их количество увеличивается с каждым годом, поэтому поиск профессионалов, которые помогут выбрать подходящее место для мероприятия, украсить его и выполнить прочие задачи, не составляет молодоженам большого труда.

Во время подготовки к торжеству, невесте необходимо продумать и выбрать свадебный наряд, а так же определится с платьями для подружек невесты, которые должны быть одинаковыми по цвету и форме, так же как и костюмы для мужчин со стороны жениха. За одну или две недели до церемонии венчания, молодожены обязаны зарегистрировать свой брак. Гражданская регистрация брака представляет собой незатейливый процесс – они с необходимыми документами и справками приходят в соответствующую инстанцию, где их объявляют законными супругами. Свидетельство о бракосочетании жених и невеста получаю позже почтой. Важным моментом является также согласование списка гостей, поскольку приглашения на свадьбу отправляются им задолго до самой церемонии. Приобретение свадебных колец берет на себя жених.

За месяц до свадьбы проводится мальчишник. На нем присутствуют жених, его близкие друзья и родственники мужского пола. Как правило, для жениха подготавливают какой-нибудь приятный сюрприз и дарят подарки. Невеста же отправляется на девичник, который получил название «вечеринка – душ». Его называют именно так, потому что многочисленные подарки подруг сыплются на невесту подобно каплям в душе.

Место для проведения церемонии и банкета

Хотя венчаться принято в церкви, но современные американцы прибегают и к таким оригинальным решениям, как выездная церемония венчания, например, на берегу моря, в цветущем саду, или любом другом красивом месте. Для этого на выбранной для мероприятия локации устанавливают алтарь и все необходимое, его украшают цветами, лентами и другими декорациями; приглашается священник. Свадебная церемония на природе под открытым небом выглядит действительно незабываемо. Но случается и так, что молодожены желают провести экстраординарную церемонию венчания, например, на борту самолета или корабля. Если есть средства, то почему бы и нет?

Поскольку в Америке бытует мнение, что проведение свадьбы в месте, где нет сада, – деньги, выкинутые на ветер, для банкета обычно выбирают особняк с большим цветущим садом, устанавливают тенты и столы, приглашают людей, которые декорируют их. Но праздничный ужин может проходить и в ресторане.

И, наконец, свадебная церемония в США!

В день свадьбы невесту к венчанию готовит ее лучшая подруга, фрейлина. Она помогает ей надеть платье, украшения и делает все, что потребуется. Рядом с женихом в этот ответственный день находится его лучший друг, шафер. Церемония венчания проходит очень красиво и трогательно. Когда появляется невеста – все встают. Она идет по цветам, которые впереди нее разбрасывает маленькая девочка в белом платье. Рядом с «флауэр герл» нарядно одетый мальчик несет на подушечке свадебные кольца. К алтарю, где ждут жених и шафер, невесту сопровождает ее отец. Во главе этого свадебного шествия – фрейлина. Священник проводит обряд венчания. Молодые произносят торжественные клятвы, обещая быть вместе «и в горе, и в радости», обмениваются кольцами, после чего закрепляют свой союз поцелуем. На этом церемония венчания заканчивается.

Когда счастливые молодожены возвращаются к гостям, к столу они проходят через «живой ручеек». Шафер первым произносит свою речь с пожеланиями счастья и любви, молодожены дарят друг другу поцелуй. Вместо «горько», присутствующие стучат столовыми приборами по бокалам, создавая приятный звон. Не обходится и без первого танца молодых в виде медленного вальса. Гости веселятся, общаются, участвуют в конкурсах и преподносят молодым подарки. Если это деньги, то их отдают невесте – у нее на руке для них весит специальная белая сумочка на шнурке. Если это другие подарки – их оставляют на столе у входа. Важной частью торжественного вечера является момент, когда жених стягивает с ноги невесты кружевную подвязку и бросает ее своим неженатым друзьям. Невеста же в свою очередь, бросает незамужним подружкам свадебный букет. Существует примета, что счастливица, которая его поймает, вскоре тоже выйдет замуж. И по традиции, свадебный банкет заканчивается тем, что жених и невеста берут нож и вместе разрезают свадебный торт. Молодые незаметно удаляются и отправляются в свадебное путешествие, а гости продолжают веселиться.

Кто платит за свадьбу?

Красная горка – первое воскресенье после Пасхи. Уже много веков – это самое популярное время при выборе дня свадьбы. Считается, что в этот день создаются самые крепкие семьи. Кубанские свадьбы всегда были красочны и разнообразны.

Традиции не были одинаковыми во всех станицах, ведь они заселялись с различных территорий и каждый привносил свою часть культуры. В целом основные этапы свадьбы не отличались – сватовство, посиделки, торжество, которое длилось не менее трех дней. Многие традиции остались неизменными на Кубани и по сегодняшний день.

«Отрезана скиба от хлиба»…

Это сейчас выбор спутника жизни, решение жениться – личное дело и родителей, скорее, ставят в известность, чем спрашивают согласия. Молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться, и просил их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, из какой семьи, насколько она трудолюбива. После родительского согласия начинали приготовления к сватовству. С собой обязательно брали хлеба, нехитрую закуску и выпивку. В качестве свата приглашали с собой знакомого казака, обязательно красноречивого, с чувством юмора.

Придя к невесте, сват начинал свой разговор издалека: «Говорят, есть у вас на продажу телочка, а у нас есть купец», или «Залетела голубка да в ваш двор, а голубь-то у нас». Хозяева сразу понимали о цели прихода гостей, и приглашали в дом. Спрашивали желание невесты. При согласии на стол ставилась буханка хлеба, и невеста разрезала ее. «Отрезана скиба от хлиба», – так говорили о девушке, которую засватали. После этого садились за стол отметить сватовство.

От разглядын до свадьбы

Родители невесты с родней посещали дом жениха – «стены смотреть», еще называли – «разглядыны» или «смотрины». Осматривали подворье, хату и знакомились с семьей будущего зятя. Зять приглашал за стол. Договаривались о дате свадьбы, сколько будет гостей, каков будет размер выкупа и так далее.

Со дня сватовства в доме невесты начинаются «вечеринки» или «ночевки», на которых собираются ее подруги. Они устраивали различные игры, пели песни. Девчата на вечеринках разучивали свадебные песни, изготавливали бумажные цветы и гильце – ветка, украшенная цветами, вышивали рушники.

В день свадьбы невеста вставала до восхода солнца. Подруги одевали ее в свадебный наряд, и усаживали в Святом углу под иконы ожидать жениха.

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни. Это жених со своими гостями подъехал ко двору. Войти на подворье без выкупа ворот было невозможно. После веселого торга за воротами спрашивали разрешения войти в дом, где ожидался главный торг – за невесту. Сначала выкупали у подруг место рядом с невестой, а затем у братика – косу невесты. Устраивали небольшое застолье для гостей жениха, за стол усаживалась родня невесты, и проводилось одаривание. Мать невесты передавала дочке икону и родительское благословение. Молодые кланялись на четыре стороны, садились в линейку, и родители выводили запряженную повозку за ворота, и свадебный поезд с выстрелами, гиканьем и песнями отправлялся по станице в храм на венчание.

После церкви молодые отправлялись в дом жениха. На воротах разжигали костер, через который должна была проехать линейка с молодыми. На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль.

Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желали изобилия и счастья. Молодых заводили в дом, и усаживали за стол в Святом углу на шубу, которую расстилали шерстью вверх. Все садились за стол. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками.

Что такое гильце, дывень и бугаи

Стол на казачьей свадьбе – не просто еда. Все было символично. На канун свадьбы в казачьих станицах приходилось приготовление свадебных хлебов. Символами свадьбы были обрядовые хлеба – каравай или дывень и шишки, а также свадебное деревце – гильце, и две связанные вместе бутылки, известные в кубанской традиции как быки или бугаи.

Невеста и жених женятся

kuban24.tv

Главным символом является каравай или дывень. Он воплощал богатство, изобилие и счастливую долю. Каравай пекся в домах обоих родов с соблюдением традиционных правил и запретов и выполнением ряда обрядовых действий. Он, как и везде на Кубани, представлял собой большой круглый хлеб из сдобного теста. Для изготовления каравая и шишек приглашались только замужние женщины, которые жили в ладу со своими мужьями, чтобы их семейное благополучие также передалось и невесте. Каравай украшался лепными фигурками в виде птичек и шишечек. В середину запекали монеты. Считалось, что кому они достанутся на свадьбе, тот будет счастливым. Во время замеса теста для свадебных хлебов и их приготовления женщины исполняли «каравайные» песни. Готовый каравай украшался ветками калины с ягодами.

В ряде станиц каравай являлся основой для свадебного деревца – дывня. В большинстве станиц сверху каравая укладывали две связанные лентой ложки, символизировавшие молодую пару. Каравай укутывался в большое вышитое полотенце. На свадьбе каравай разрезали в момент одаривания молодоженов, куски каравая преподносились гостям как ответ на дары.

Еще одним символом свадьбы было свадебное деревце «Гильце» – главный символ невесты. Изготавливалось оно из ветки, а основой служил выпеченный каравай. Для украшения деревца использовали цветную бумагу, бумажные цветы, ленты и конфеты.

Две связанные вместе бутылки на свадебном столе – быки или бугаи символизируют брачную пару. На протяжении всего застолья быки стояли на столе, рядом с женихом и невестой. Молодая пара хранила их до годовщины свадьбы.

Лапша из кур и «тушение свадьбы»

Гулянья на кубанской свадьбе могли длиться до недели. Утром после свадьбы гости шли на завтрак. Тех, кто опаздывал, разували, обливали водой, катали на веревочной качеле или даже на рядне (полотне). Опоздавшие откупались деньгами, конфетами.

Гости переодевались, часто в цыган. Главными лицами были пере-одетый в шуточную невесту мужчина, и женщина, одетая в жениха. Эта компания катала на тачке родителей жениха, отправлялась по всей станице в гости к невесте. По дороге «цыгане» заходили в дома всех, кто гулял на свадьбе, и собирали кур. Уже на третий день из этих кур варили лапшу, и угощали всех, кто пришел.

Завершение свадьбы во многих станицах именовалось «тушить свадьбу», или «забивать кол». Если в семье женили последнего сына, то на воротах выкапывали небольшую ямку, подливали в нее воды, ставили кол, и каждый гость-мужчина должен был участвовать в его забивании. Этот обряд говорил о том, что в этом доме больше нет холостых ребят, и свадеб тут не будет.

После свадьбы молодые переезжали в новую хату, которую каждый казак должен построить еще до женитьбы, чтоб было куда привести молодую жену. Но если жених был младшим или единственным сыном в семье, то молодую жену он приводил в дом к родителям.

По материалам ГАУК КК «Выставочный комплекс «Атамань», на основании данных кубанских этнографических экспедиций Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

В октябре китайская блогерка Luoxiaomaomaozi, страдающая от депрессии, покончила с собой в прямом эфире — женщина выпила пестицид на глазах у миллиона зрителей. В ноябре история получила неожиданное продолжение: после кремации прах Luoxiaomaomaozi похитили, чтобы сыграть «призрачную свадьбу». Bird in Flight рассказывает, как тысячи лет назад в Китае начали женить умерших людей и почему архаичный ритуал, противоречащий политике Коммунистической партии, проводят по сей день.

Браки на небесах

«Призрачные свадьбы» начали практиковать в Китае примерно три тысячи лет назад. Обычай предполагает, что погибшему родственнику, как правило одинокому мужчине, находят мертвую невесту, чтобы в загробной жизни они могли создать семью и обрести покой.

Как и в случае с традиционной свадьбой, пишет BBC, семья женщины требовала выкуп, а также давала приданое: слуг, особняк, одежду и украшения — правда, все в виде бумажных подношений, которые затем сжигали. Имели значение возраст и происхождение невесты, поэтому близкие покойных нанимали для ее поиска мастеров фэншуй и духовных посредников. Ритуал проводили либо в доме жениха, либо в местном храме. Самой важной частью церемонии было выкапывание костей невесты, которые затем перекладывали в могилу жениха, после чего родственники устраивали традиционный свадебный банкет.

Самой важной частью церемонии было выкапывание костей невесты, которые затем перекладывали в могилу жениха.

Конфуций и последующие поколения философов выступали против обычая. После прихода к власти консервативной династии Цин, которая начала править в XVII веке, эта практика становилась все менее распространенной, но так и не исчезла полностью.

Профессор Шанхайского университета Хуан Чинчунь в комментарии BBC говорит — китайцы верят, что их ждет несчастье, если желания умерших не исполнятся. «Призрачные свадьбы» как раз и служат способом усмирить покойных. «Суть верования заключается в том, что умершие продолжают свою жизнь в загробном мире и если кто-то не смог жениться, он все равно должен сделать это после смерти», — объясняет профессор.

Также в Китае существует обычай, согласно которому младший брат не должен вступать в брак раньше старшего. То есть семьи погибших могли проводить церемонию, чтобы живой сын получил право найти невесту, не навлекая на себя гнев умершего брата. Антрополог Лукас Шварц рассказывает про еще одно ограничение, которое касается уже останков незамужней женщины: по правилам ее не могли похоронить рядом с предками. Поэтому «призрачная свадьба» служила способом «ввести» умершую в семью новообретенного супруга. В прошлом ритуал позволял объединять семьи покойных и формировать более прочные социальные связи.

Невеста и жених женятся

Церемония бракосочетания 26 пар на Великой Китайской стене, 1997 год / AFP

«Призрачные свадьбы» в разных культурах

Чаще всего случаи проведения «призрачных свадеб» фиксировали в китайских провинциях Шаньси, Шэньси и Хэнань, однако на Тайване тоже практикуют бракосочетания с умершими. Так, семья незамужней женщины может выставить на дороге красные пакеты с фальшивыми деньгами, прядью волос или ногтями покойной и ждать, пока их заберет мужчина. Первого, кто это сделает, назначают женихом — считается, что человека будут преследовать неудачи, если он откажется от невесты-призрака. Церемония схожа с китайской, однако на Тайване не принято выкапывать кости. Позднее мужчина может жениться на живой женщине, но умершую следует почитать как его первую супругу.

Шварц также отмечает, что описание случаев бракосочетания с мертвыми людьми находили в документах об африканских племенных союзах атвот и нуэр, которые проживают в Южном Судане. Согласно традициям нуэров, если мужчина умирал бездетным, одна из супруг его брата «выходила замуж» за призрака, а ее дети становились наследниками покойного. Но церемонию проводили только в том случае, если умерший владел скотом.

Считается, что мужчину будут преследовать неудачи, если он откажется от невесты-призрака.

В Японии эта практика отличается. Вместо проведения церемонии между живым и мертвым человеком или двумя покойными призраков «женят» на кукле — она стоит от $100 до $400 и ее можно купить не только в храме, но и в простом универмаге. Кукла воплощает образ духовной невесты или жениха. Обычай существует относительно недавно: родные покойных начали практиковать его в XX веке, чтобы справиться с утратой и избавить умерших от одиночества. Случаи проведения «призрачных свадеб», по данным ABC News, были зафиксированы и в других частях Азии, а также во Франции и Судане.

Брачные брокеры

«Политика одного ребенка» и выборочные аборты по отношению к неродившимся девочкам привели к тому, что в некоторых регионах Китая количество мужчин превышает количество женщин. Поэтому «призрачная свадьба» сейчас является не столько союзом двух семей, сколько попыткой найти для покойных холостяков невест. Желание родственников успокоить дух умершего и стало причиной появления незаконного бизнеса по продаже останков.

Тела или прах женщин сегодня похищают и используют без разрешения близких — «товар» продают родственникам мужчины так называемые брачные брокеры. Цена, как пишет Made in China Journal, варьируется в зависимости от возраста, социального статуса и внешности покойной, а также степени разложения тела. Только что умершая женщина представляет наибольшую ценность, а скончавшаяся от болезни обычно обходится покупателям дороже, чем жертва дорожно-транспортного происшествия. В среднем стоимость тела составляла от 30 до 50 тысяч юаней (от $4 500 до $7 500), но за последние десять лет выросла и теперь превышает 150 тысяч юаней ($22 тысячи).

Только что умершая женщина представляет наибольшую ценность.

Еще в 2006 году продажу останков покойных в Китае признали незаконной — ограбление могил карается лишением свободы на срок до трех лет, однако это не останавливает «брачных брокеров». Саму «призрачную свадьбу» считают устаревшим обычаем, который противоречит политике Коммунистической партии. Ритуал был запрещен в 1949 году, но его все еще проводят в отдельных сельских регионах.

В 2014-м в провинции Шаньдун арестовали 11 мужчин, которые похищали и продавали останки умерших женщин для проведения церемонии. Спустя год аналогичное преступление произошло в провинции Шаньси — там украли 14 тел. В этом регионе много молодых мужчин вынуждены работать на угледобывающих предприятиях с высоким уровнем смертности. Для некоторых жителей провинции «призрачная свадьба» становится формой эмоциональной компенсации, способом отблагодарить родственника, который погиб, стараясь поддержать семью.

Когда аукцион заканчивается и близкие девушки обещают передать ее тело родителям жениха, пациентка все еще жива.

Global Times сообщает, что в 2016 году мужчина по имени Ма Чунгуа убил двух женщин, которые страдали от психических нарушений, чтобы продать тела для церемонии «призрачной свадьбы». Злоумышленник обещал найти китаянкам женихов, но вместо этого похитил и ввел обеим жертвам сильное успокоительное, что и привело к смерти. Тело первой погибшей, 45-летней Лю Цяйся, он продал за 35 тысяч юаней ($5 470) — при попытке заработать на трупе второй женщины преступника задержали. Суд приговорил Чунгуа к смертной казни.


Фото: Традиционная китайская похоронная церемония в провинции Шаньси, Китай, 1998 год / AFP

Можно ли жениться на девушке из-за ее хорошего материального положения?

Если вы ее (вашу богатую невесту) любите, уважаете и уверены, полагаясь на милость Творца, что сможете прожить с нею счастливую семейную жизнь, как бы ни менялись обстоятельства, в том числе и материальный достаток ее родителей либо ее самой, тогда нет серьезных препятствий для брака. Можете жениться и любите ее как единственную и неповторимую для вас красавицу на всем белом свете. Надеюсь, она ответит вам взаимностью чувств, уважением и почтением.

В то же время отмечу, что в Исламе есть такое понятие, как примерно одинаковый уровень жениха и невесты (в религиозности, в материальном положении их семей, в социальном статусе). Другими словами — не приветствуется, когда сын слесаря женится на дочери президента, так как трудно будет ожидать достижения глубокого взаимопонимания и между самими супругами, и с родными, хотя серьезная образованность жениха и его житейская мудрость могут сгладить эти внешние несоответствия, помочь преодолеть трудности в налаживании добрых отношений, и семья способна состояться, с родительского на то благословения.

В исламских канонах и в мусульманской традиции имеется положение под названием «кяфа’а». Оно подразумевает равенство (сходство) жениха и невесты, когда именно жених подходит невесте и не ниже нее в таких характеристиках, как религиозность, воспитанность (воспитание), образованность, социальное положение их семей и материальный достаток[1], но может быть и значительно выше. Целью при этом является взаимопонимание и взаимоуважение супругов на протяжении всей семейной жизни, а не только на этапе юношеской слепой влюбленности, сменяемой частыми разбирательствами между мужем и женой, их родными, взаимными обвинениями, конфликтами, не говоря уже об изменах (о чем констатирует немалое количество вопросов, приходящих на наш сайт). Муж является главой семьи, а потому должен быть как минимум на равных со своей женою.

Большинство мусульманских ученых считают данное условие важным для брака, но, если даже оно не соблюдено и невеста явно выше своего жениха по упомянутым характеристикам, брак все же сохраняет свою каноническую действительность, он полноценен, хотя может быть и расторгнут по требованию родственников жены, обоснованно считающих такой союз недопустимым, несовместимым.

Важно подчеркнуть, что упомянутое соответствие является все-таки больше желательным, нежели обязательным. Причина — отсутствие однозначных достоверных хадисов по этому поводу, а также изначальная обоснованность его народными традициями (‘урф), которые претерпевают серьезные изменения с течением веков. Категоричность же в данном вопросе вообще когда-либо отсутствовала в мусульманской среде, ведь акцент в исламской традиции делается больше на набожность человека пред Богом (проявляемую не в словах, религиозных терминах, кстати, но в благих делах и достижениях), а не его материальный достаток или социальный статус[2].

Повторюсь, что главной целью наличия данного положения в мусульманском семейном праве, законодательно практикующегося и в ряде современных государств, является забота о том, чтобы семья образовывалась не на период юношеской эйфории влюбленности, которая ничего не принимает в расчет (ничего не учитывает), а — на долгие десятилетия совместной жизни двух разных людей. Жених и невеста должны иметь как можно больше общего, а авторитетом по своему моральному облику, образованности, нравственности и умению зарабатывать обязан явиться именно муж, опекающий свою жену и защищающий от зол семейной жизни в форме козней родственников, различного рода стрессов и споров. И что больше всего уничтожает авторитет мужа в глазах жены и детей без остатка, так это появление другой женщины, или любовницы (не говоря уже о том, насколько это губительный грех), как бы пафосно муж себя ни вел и чем бы это ни обосновывал.

Есть девушка, которая мне очень подходит по образованию, по религиозности. Мы сильно нравимся друг другу. Она из богатой, религиозной, хорошей семьи, а я сын чиновника. Мои детство и юность были обеспечены, но сейчас родители в разводе. Отец полгода уже не присылает денег, маму я не хочу беспокоить, ей деньги самой нужны, а я учусь за границей, в Малайзии, на платной основе. Сам иногда чем-то подрабатывал, когда денег совсем не было. Сейчас работаю программистом в компании.

Обеспечивать себя и платить за свою учебу получается, но на содержание семьи средств не хватит. Как поступить? Не хочу потерять ту девушку. Студент, 21 год.

Посоветуйтесь с девушкой и ее родителями. Они должны почувствовать вас, вас настоящего, вашу надежность и порядочность, что в современных реалиях крайне редко. Положение своих дел не приукрашивайте, подайте все так, как оно есть, но не в негативном, а в позитивном русле. Они такие же люди, сколь бы богаты ни были, а потому постарайтесь найти в их душах мелодию, идентичную вашей душевной мелодии. При этом не бойтесь потерять в жизни даже то, что кажется вам самым дорогим.

Настоятельно советую вам прочитать четыре книги: мою «Как увидеть Рай?», «Как усилить свою силу» (М. Мелия), «Достижение максимума» (Б. Трейси) и «Жизнь на полной мощности» (Т. Шварц). Не поленитесь, изучите, причем внимательно. У вас сейчас самый подходящий возраст для формирования личности. В процессе ее становления определятся и ваши жизненные цели, задачи.

Общение с родителями вашей девушки запланируйте на время, когда 50% рекомендованной мною вам информации будет изучено и усвоено.

Нормально ли, что жених видит в моей дочери сильного единомышленника, равноправного партнера в достижении жизненных благ? Дочь сильная по необходимости, она ищет опору в жизни, а ему нужен помощник. Эльдуза.

Думаю, что при таком деловом настрое у жениха хорошие жизненные перспективы. Каждому из них полезно будет в некатегоричной форме озвучить свои жизненные ценности и понять, где точки соприкосновения, которые помогут поддерживать внутрисемейную гармонию на протяжении всей жизни. В последующем нужно просто не забывать о них и временами напоминать друг другу, дабы те или иные трещины во взаимоотношениях не приводили к серьезным расколам. В изложенном вами я не вижу серьезных препятствий для создания семьи, а потому полагаю, что они сообща смогут многого достичь и во многом друг другу помочь.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 320; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 382.

[2] Богословскую обоснованность данного положения и канонические подробности см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6735–6741.

Рекомендованные статьи