Алтайские традиции на свадьбе

День свадьбы для новобрачных – это самый прекрасный и волнующий день их жизни, который хочется провести ярко и необычно. Парк-отель “Алтай Green” предлагает провести незабываемое романтическое торжество в комфортных условиях, на лоне природы! Здесь можно забыть о суете, насладиться величием природы и прекрасным чувством любви!

Умение новобрачных видеть прекрасное вокруг себя благотворно отражается на их жизни и здоровье, в основу будущей семейной жизни ложится атмосфера спокойствия и умиротворенности.

Свадьба в предгорьях Алтая

В парк-отеле «Алтай Green» близ курорта Белокуриха можно объединить природу и комфорт, веселое застолье и долгожданное уединение. Мы предлагаем для гостей торжества:

  • комфортабельные номера различной категории для размещения до 34 человек;
  • открытую террасу, выходящую прямо к озеру и готовую разместить до 60-ти человек;
  • летние меблированные беседки для дружного пикника на второй день торжества;
  • зал для банкета в холле 1-го этажа, готового разместить от 30-ти до 60-ти человек;
  • при заказе банкета мы предоставляем без дополнительной оплаты стол с драпировкой, арку с элементами оформления, стулья, бокалы для шампанского.

Эко-подсказки для
стильной “зеленой” свадьбы

Начало новой жизни носит зеленый цвет. Это цвет юности и неопытности, доверчивости и надежды. Не случайно день свадебного торжества по традиции называют «зеленой» свадьбой, с этой даты начинается отсчет времени совместной жизни.

Молодая семья словно зеленый, неокрепший еще росток, который тянется за лучами солнца, чтобы со временем превратиться в роскошное, полное жизненных сил родословное дерево.

Организовать мероприятие
в Алтай Green

Чтобы узнать о возможности проведения мероприятия в нужные вам даты напишите нам, или позвоните по телефонам
Бесплатная линия бронирования : 8 800 250 67 68 Служба размещения гостей: 8 983 102 52 72

В Доме дружбы народов Республики Алтай представители Автономной некоммерческой организации «Центр содействия развитию, сохранению культуры и искусства Республики Алтай имени Б.У. Укачина» провели презентацию проекта-победителя первого конкурса Фонда Президентских грантов 2019 года «Алтайская свадьба – изучение и сохранение традиций семейного счастья и благополучия».

Проект направлен на сохранение традиций, обычаев, обрядов алтайской свадьбы.

По словам руководителя проекта, Заслуженного художника Российской Федерации Амыра Укачина «Молодые юноши и девушки, решив создать семью, не понимают многие сакральные обычаи и обряды, значение благопожеланий, песен, заложенных в свадебном ритуале, а потому не подкрепленная духовной составляющей их семейная жизнь часто не складывается, происходят размолвки, разводы. Мы хотим познакомить юное поколение алтайского народа, а также их родителей с правильным поэтапным развитием алтайского свадебного ритуала».

Основой проекта стала книга «Обычаи и обряды алтайской свадьбы» кандидата филологических наук Клавдии Укачиной. Издание планируется дополнить новой информацией. Для этого в течение двух месяцев команда проекта отправится в муниципальные образования Республики Алтай, собранный материал переведут на русский язык. Полученные в ходе реализации проекта знания позволят применить сакральные значения обрядовой части алтайской свадьбы при проведении празднества. Это особенно актуальный проект, который Проект позволит восполнить утраченные знания, способствует популяризации алтайской традиционной культуры.

Итогом реализации проекта станет презентация нового издания о традиционной алтайской свадьбе на русском и алтайском языках, проиллюстрированное рисунками Заслуженных художников Российской Федерации Сергея Дыкова и Амыра Укачина.

Барнаул, 8 марта, 2016, 17:05 — ИА Регнум. «Пойдешь за Ивана замуж? Пойду! Хватит, пожила в девках!», — трогательное и полное глубинного родового смысла действо, связанное с подготовкой к русской свадьбе, показали 7 марта в Барнауле авторы проекта «Свадебный поезд» — коллектив Алтайского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз». Подробности сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Проект этот с 2015 года реализуется на средства губернаторского гранта в Алтайском крае. На первых двух этапах «Свадебному поезду» предстояло восполнить дефицит свадебных традиций среди алтайских фольклорных коллективов путем проведения семинара и организации работы творческой лаборатории.

В «большой» концертной программе, состоявшейся накануне, участники проекта продемонстрировали зрителям фрагменты свадебного обряда (сватовство, сборы невесты к венцу, встреча свадебного поезда, выкуп невесты, величание, покрывание).

Концертный зал Алтайской государственной академии культуры и искусств (АГАКИ), несмотря на предпраздничный день, был полон. Атмосферу праздника можно было почувствовать уже в фойе, где организовали выставку свадебных костюмов различных народностей, проживающих на Алтае.

Здесь были представлены праздничные наряды переселенцев и старообрядцев различных этносов. По узорам вышивки, представленной на них, понимаешь, насколько многонационален Алтай.

Так, на мужском поясе одного из костюмов можно было увидеть вышивку «свастикой». Использовали ее в Тверских землях и называли «вьюн». В свадебной обрядности он означал продолжение рода молодой семьи.

«Свадьба — это очень сложный для реконструкции материал. Старинная русская свадьба — не только сложный, но мудрый и красивый спектакль с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. На Алтае эти традиции мало кто помнит и мало кто проводит, поэтому и собрать этнографический материал было тоже весьма затруднительно. К тому же, в экспедициях часто записывали только песни, но не слова, которые участники обряда говорили между песнями. Но нам многое удалось и мы надеемся, что наш опыт послужит примером для других коллективов исследовать свадебные традиции», — пояснила ИА REGNUM одна из участниц проекта Светлана Пантюхина.

Успех проекта на концерте засвидетельствовала заслуженный деятель искусств России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Наталья Николаевна Гилярова.

«Для меня, как музыканта, важно высокое качество пения. Именно в Алтайском крае я его услышала, причем, хорошо поют не только взрослые участники коллектива, но и дети», — подчеркнула эксперт.

Так что заявленную цель проекта — воссоздание и популяризация традиционной народной свадьбы, сохранение семейных ценностей национального культурного наследия Алтайского края — авторам удалось реализовать сполна.

Поздравления с десятилетием коллективу Алтайского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», прозвучавшие в ходе концерта, были вполне заслуженными и искренними.

Когда у племен теле играли свадьбу, родственники невесты и жениха договаривались об обмене скотом – самым большим богатством кочевников. После сговора о браке каждый из невестиной родни мог выбрать себе любую лошадь из табунов жениха. А после свадьбы уже родственники жениха имели право взять лошадей у семьи невесты. Так что жениху совершенно невыгодно было в последний момент отказываться от свадьбы – ведь скот, уже выбранный родными невесты, обратно не возвращали. А поскольку в родне порой ходило чуть не все племя, потеря могла оказаться весьма чувствительной.

А вот как описывает свадебный обряд одного из племен, живших вдоль Чуи, известный путешественник и исследователь 19 века Петр Иванович Чихачев:

«…Хотя у алтайцев отношения между полами стоят вне зависимости от общества или религии и основываются на взаимном согласии, но полигамия не носит здесь исключительного и фанатичного характера, как, например, у мусульман. В большинстве случаев алтаец довольствуется одной женой, при этом не проявляя особой щепетильности по отношению к прекрасному полу.

Церемония брака очень проста. Родственницы невесты помогают ей надеть наряд. Одежда девушки мало чем отличается от мужской; теперь же ее заменяют платьем, похожим на сарафан, который носят в России крестьянки, только рукава его подобны рукавам восточных рубашек. На голову невесты надевают головной убор несколько иной формы, чем прежний. Волосы, прежде заплетенные в множество косичек, теперь убираются в две косы. Вся одежда невесты переходит к женщинам, одевавшим ее в свадебный убор. Принаряженную таким образом девушку передают жениху. На этом весь обряд закончен.

Если жених богат, то он обычно организует пир, причем число «пьяных» гостей служит мерилом его щедрости и того уважения, которым он пользуется среди своих соотечественников. Конечно, на столе появляются кумыс, арака и водка, причем последняя считается у алтайцев большой редкостью, ибо они могут получить ее только у русских.

В случае многобрачия первая жена пользуется несколько большим уважением, чем остальные жены, но все дети – и от первого и от последующих браков – занимают одинаковое положение в семье и имеют равные права на долю в родовом имуществе.»

Интересно, что среди кочевых племен весьма серьезно охранялись права женщины. В описанном первым свадебном обряде заложен глубокий практический смысл: если вдруг свадьба и не состоится по каким-то экстремальным причинам в последний момент, то невеста останется хоть и без мужа, но с прибылью в хозяйстве. А еще в летописях отмечено, что в случае смерти кого-то из мужчин племени на его вдове обязан жениться один из родственников – дядя, брат, сын от другой жены. Так что семья без кормильца не оставалась.

Описывают древние летописи и один из похоронных обрядов, вероятнее всего, кого-то из кочевой знати племен теле: «…Тело умершего полагают в палатке; сыновья, внуки и родственники обоего пола приносят в жертву лошадей и овец. Семь раз объезжают вкруг палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку надрезывают себе лицо и производят плач, чтобы слезы и кровь смешивались… В избранный день берут лошадь, на которой ездил умерший, и вещи, которые он употреблял, и вместе с телом сжигают. Пепел собирают и зарывают в определенное время в могилу…»

Вообще, в похоронных обычаях алтайских племен остается еще много интересного и загадочного: размеры курганов и их определенная ориентировка по сторонам света, каменные оградки, возводимые порой вовсе не возле могил, назначение рядов каменных камней – балбалов, и многое-многое другое.

  • Сначала в селах «подбирали» жениха и невесту. В этом участвовали старшие и молодые. В Соколово, Комарово и Савиново фиксировали критерии, по которым выбирали супругу. Главными были трудолюбие и мастерство девушки. А вот при выборе мужа смотрели прежде всего на то, чтобы он не пил и был работящим.
  • В селе Луговское женили и выдавали замуж в основном по воле родителей. И даже нанимали «колдунов», чтобы жених или невеста согласились.
  • В селе Ново-Михайловка была любопытная традиция, защищающая права девушки: если она не хотела, чтобы приходили сваты, а родители поддерживали ее, то на крыльцо выкатывали тыкву.
  • В период сватанья в селах Зонального района совершали обряд «рукобития»: одного парня наряжали женихом, а другого – невестой-барыней в шляпке с белым околотком. Также в селах часто использовали «круг» – молодых выводили на круг избы по очереди и спрашивали – идут ли они по любви. В случае согласия садились за стол и «запивали».
  • В Ново-Михайловке был еще один обычай: сваха водила вокруг стола жениха и невесту, которые держались за противоположные концы платка. Также в процессе сватовства она читала молитву и пела песню, «чтобы молодожены жили дружно».
  • Раньше тоже были “девичники”, но другие: подружки ходили к невесте готовить подарки жениху, будущим свекру и свекрови. Иногда приданое готовила мать невесты (подушки и дерюжки из толстой шерстяной ткани), а подружки шили и вышивали полотенца и наволочки для кровати молодых. За это их угощали. Все приданое складывали в сундук.
  • Сама невеста дарила жениху и свекру по рубашке и обязательно – семь полотенец. По праздникам полотенца вешали на окна, чтобы злые духи не проникли в жилье.

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Мы первая на Алтае команда, которая готова предложить полный комплекс услуг:

  • организация и режиссура вашего события
  • разработка и реализация концепции декора
  • координация вашего события
  • организация путешествия

Победители WEDDING AWARDS SIBERIA 2022
в номинации «Лучший свадебный проект от 1 000 000 руб».

Мы первая на Алтае команда, которая готова предложить полный комплекс услуг:

  • организация и режиссура вашего события
  • разработка и реализация концепции декора
  • координация вашего события
  • организация путешествия

Победители WEDDING AWARDS SIBERIA 2023 в номинации «Лучший свадебный проект от 1 000 000 руб».

СВАДЬБА НА АЛТАЕ – ЭТО

Нажимая на кнопку «Жду звонка!», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

КАК МЫ РАБОТАЕМ – НАШИ РОЛИ

Разрабатываем концепцию свадебного дня

Считаем и оптимизируем бюджет

Подбираем площадку

Составляем план подготовки к свабьде

Решаем вопросы с трансфером и распорядком дня

Координируем день свадьбы

Решение всех организационных и форс-мажорных вопросов в день свадьбы и накануне

Проводы гостей , контроль сбора декора и отъезда молодоженов со свадебного ужина

Подготовка площадки
(приезд декораторов, звук для ведущего, контроль графика монтажа, проверка готовности зон и сервировки)

Встреча гостей на площадке

Работа с артистами/ведущими во время банкета
(время и количество выходов, их размещение и питание)

Сдача площадки после завершения вечера

Собираем мудборд

Разрабатываем стилистическую концепцию мероприятия

Отрисовываем эскизы
(по желанию пары)

Производим конструкции

Стильно оформляем залы и места для церемонии с живой флористикой

Собираем букет невесты и другие аксессуары

Экономим свадебный бюджет за счет склада декора

БЕСПЛАТНАЯ К ОНСУЛЬТАЦИЯ

Мы с радостью проконсультируем вас по вопросам организации свадьбы на Алтае. Расскажем про форматы, бюджет и классные места для церемонии.

На свадебном портале представлены разделы о свадебных традициях алтайского народа на алтайском и русском языках, обрядовые песни, каталог свадебных услуг и другая полезная информация.
Свадебные традиции алтайского народа представляют сложный комплекс, меняющийся от района к району. Создатели портала договорились о сотрудничестве с почтенными и уважаемыми людьми, и приглашают принять участие в обсуждении оптимизаций свадебных традиций всех неравнодушных.
Одной из первостепенных задач они считают деалкоголизацию свадебных традиций.
На страницах портала будут описаны свадебные традиции и других народов Горного Алтая.

20 комментариев

Очень хорошее начинание. Давно пора. Хватит на все лето поить людей. Хотя бы во время сенокоса оставили свою поилку. В обычаях нет спиртного вообще. Алтайцы не могут пить по своим физиологическим особенностям. Да мы такие. Алкаши ловко заменили молоко на водку. …(могу писать на эту тему три сутки непрерывно)

ссылка на портал где?

надеюсь со временем там появится форум

Ссыль, плз. А насчот физиоал…, (не люблю длинных слов, как Винни-Пук) эт тоже ирунда. Алкагольдегидрогеназа (Уфф!) есть у всех. Проста нуна тринировать печень. По сто грамм?

Да, этот сайт щас облюбуют борцы с алкотрадициями. )))))
Вообще, этот сайт по моему давно существует, некоторые материалы помечены аж 1011 годом, некоторые выложены в прошлом году.

Аделла Калкина -родная сестра Аята Унутова…

Эт проста реклама околосвабебных услуг. Файерверкера забыли, ктате.

имя правильно пишется «Айат»

Всем здравствуйте. НГА спасибо за анонс 🙂
Свадебными традициями и свадьбами я заинтересовалась еще со школьной скамьи, в 2011 году задумала этот проект и очень неспешно начала его реализовывать. Потому и датируются некоторые статьи 2011 годом — когда они создавались на локальной версии сайта. И дальше бы оставался только на моем компе, если бы не пинок и поддержка со стороны Артура Сабина (Фонд «Молодежные инициативы»).

Мине ныравитса алтаискай свадьиба-той — мяса-махан мыного, вотка допига-а, весилятса высе и тансуйут…Найелса три тарелька кочо и 6 ребров барану и калбаса лошадьи и писякый салад-матат ,пийеш бодка, кырасный вина и пийыва ишо самыкон, ышо высякый шенскые набидка тиба
какгор,кенези,и друкийа алкыколикавый бина с матяршиныйе насванийами.А пытом тансуйут кырасива и шеник и неветса салуйутса.И кирчат алтайысы «Корько»!

Рекомендованные статьи